Налоговая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Налоговые поступления – основной источник доходов бюджета в Китае. Кроме того, это важный экономический инструмент, используемый государством в целях макроэкономического регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального развития Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Китая.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые поступления – основной источник доходов бюджета в Китае. Кроме того, это важный экономический  инструмент, используемый государством в целях макроэкономического  регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального  развития Китая. Осуществив в 1994 году налоговую реформу и совершенствуя налоговую систему в последующие годы, Китай сформировал соответствующую нуждам социалистической рыночной экономики налоговую систему в ее первоначальном виде. Эта система играет неоценимую роль в деле обеспечения доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.

 

1. Виды налогов

2007-09-06 11:11   China.org.cn

Налоговая система Китая включает 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций можно классифицировать по 8-ми группам:

а) Группа налогов  с оборота. Сюда входят налог на добавленную  стоимость, потребительский налог  и предпринимательский налог. Объектом налогообложения для этих налогов является объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания.

б) Группа налогов  с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно  к таким предприятиям-резидентам, как предприятия, находящиеся в государственной собственности, предприятия, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц. Объектом налогообложения здесь служит прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц.

в) Группа налогов  за пользование ресурсами. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами (природная рента) и налог за пользование землями городов и городских районов. Плательщиками этих налогов являются пользователи природных ресурсов и земель в городах и городских районах. Эти налоги отражают возмездный характер пользования государственными природными ресурсами и имеют своей целью регулировать доходы тех налогоплательщиков, которые имеют доступ к природным ресурсам.

г) Группа налогов  специального назначения. Это налог  на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.

д) Группа имущественных  налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).

е) Группа налогов  и сборов, взимаемых при совершении определенных действий. Сюда входят налог  на использование автотранспорта и  судов, налог на использование регистрационных  номеров транспортных средств и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен), налог на забой скота и налог на банкеты. Объектом обложения этими налогами являются соответствующие действия налогоплательщика.

ж) Группа сельскохозяйственных налогов. Сюда входят сельскохозяйственный налог (включая налог с сельскохозяйственной деятельности) и налог на животноводство. Плательщиками этих налогов являются предприятия, организации или физические лица, получающие доходы от ведения сельского или животноводческого хозяйства.

з) Группа таможенных пошлин. Таможенными пошлинами облагаются товары и другие объекты, импортируемые  в Китай или экспортируемые из Китая.

 

2. Налоговое  законодательство

2007-09-06 10:13   China.org.cn

В настоящее время правомочиями по изданию налогового законодательства и определению налоговой политики обладают Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет, Государственный совет, Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Тарифно-классификационная комиссия при Госсовете и Главное таможенное управление.

а) Налоговый закон принимается  и вводится в действие ВСНП (например, Закон КНР о подоходном налоге с физических лиц) либо Постоянным комитетом ВСНП (например, Закон КНР о налогообложении и налоговой службе).

б) Административные положения и  правила, регулирующие вопросы налогообложения, издаются Государственным советом (например, Порядок применения Закона КНР о налогообложении и налоговой службе, Порядок применения Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц, Временные положения о налоге на добавленную стоимость в КНР).

в) Нормативные документы отраслевого  характера, регулирующие вопросы налогообложения, принимаются Министерством финансов, Государственным налоговым управлением, Тарифно-классификационной комиссией при Госсовете и Главным таможенным управлением (например, Порядок применения Временных положений о налоге на добавленную стоимость в КНР, Временный порядок добровольного декларирования доходов).

Налоговое законотворчество состоит  из четырех этапов: разработка законопроекта, его рассмотрение, голосование (принятие закона) и обнародование закона. Административное нормотворчество  в сфере налоговых правоотношений состоит из следующих четырех этапов: планирование нормативного акта, разработка его проекта, утверждение нормативного акта и опубликование его текста. Прохождение через четыре стадии законотворческой деятельности и административного нормотворчества – обязательное условие при принятии законов, положений и инструкций.

Помимо этого, законодательством  КНР предусмотрено, что в рамках, определенных республиканским законодательством  и нормативными актами республиканского уровня, допускается издание местных  налоговых законов и нормативных актов, принимаемых нижестоящими СНП и народными правительствами.

В предлагаемой вашему вниманию таблице  представлен обзор налоговых  законов и нормативных актов, действующих в настоящее время  в нашей стране.

 

Организация налоговой  службы и распределение полномочий в сфере налогообложения

1. Государственное налоговое управление  КНР

Государственное налоговое управление КНР – главный орган, ведающий вопросами налогообложения в  Китае. ГНУ – это ведомство  министерского уровня, напрямую подчиненное Госсовету и осуществляющее полномочия государства в сфере налогообложения. В компетенцию ГНУ входит:

(1) Разработка проектов налоговых  законов, положений и инструкций  об их применении, выработка предложений  по вопросам налоговой политики  и совместное с Минфином предоставление их Госсовету, разработка мер и порядка реализации налоговой политики;

(2) Участие в изучении вопросов  макроэкономической политики и  разделения налоговых полномочий  между Центром и местными органами  управления; проведение исследований в сфере охвата налогообложением и разработка предложений о методах регулирования и макроэкономического контроля налоговыми мерами; формулирование, мониторинг и реализация правил и процедур налоговой работы, надзор в сфере налогового управления и сбора налогов;

(3) Организация  и осуществление реформы налоговой  системы; разработка налоговых  процедур; мониторинг соблюдения  налогового законодательства, правил  и налоговой политики;

(4) Организация  управления и сбора центральных  налогов, совместных налогов, сельхозналога и взносов государственные фонды; подготовка плана по доходам, дача толкования по вопросам административной и общей налоговой политики, возникающим в процессе применения налогового законодательства; предоставление налоговых льгот;

(5) Развитие международных обменов и сотрудничества в сфере налогообложения; участие в международных налоговых соглашениях, разработка и исполнение соответствующих договоров и соглашений;

(6) Управление  системой сбора и возврата  НДС и потребительского налога  применительно к импорту и экспорту;

(7) Управление  кадрами, оплатой труда, штатом  и расходами всех подразделений  ГНУ в стране, назначение директоров  подразделений ГНУ на местах, и их заместителей, а также  служащих соответствующего им  уровня; выражение мнения при назначении или смещении директоров налоговых бюро провинциального уровня;

(8) Руководство  системой образования, переподготовки  и идеологической подготовки  персонала налоговой службы Китая; 

(9) Организация  пропаганды налоговой политики, проведение исследований в сфере налогообложения; управление работой налоговых агентов; стандартизация услуг, предоставляемых налоговой службой.

Начальник и четыре заместителя начальник  ГНУ назначаются Госсоветом. В  состав руководства ГНУ также  входят один главный экономист и один главный бухгалтер ГНУ.

В составе  центрального аппарата ГНУ функционируют 14 подразделений:

(1) Главное  управление, состоящее из секретариата, канцелярии, ревизионного отдела, отдела  общих исследований, пресс-службы  и финансового отдела;

(2) Политико-правовое управление, состоящее из общего отдела, отдела налоговых реформ и отдела жалоб;

(3) Управление  налогов с оборота (ведающее  вопросами НДС, потребительского  налога, предпринимательского налога), состоящее из общего отдела, отдела  НДС, отдела потребительского налога и отдела предпринимательского налога;

(4) Управление  налогов с доходов (ведающее  вопросами налога на прибыль  предприятий и подоходного налога  с физических лиц), состоящее из  общего отдела, отдела налогообложения  прибыли предприятий центрального подчинения, отдела налогообложения прибыли местных предприятий и отдела подоходного налога с физических лиц;

(5) Управление местных налогов  (ведающее налогами за пользование  природными ресурсами, налогом  за пользование землями городов  и городских районов, налогом  на поддержание городского строительства,  регулирующим налогом на инвестиции  в недвижимость, налогом на передачу оцениваемой недвижимости, налогом с владельцев домов, налогом на использование автотранспорта и судов, гербовым сбором, налогом на забой скота и налогом на банкеты), состоящее из общего отдела, первого отдела местных налогов, второго отдела местных налогов и третьего отдела местных налогов;

(6) Бюро сельскохозяйственных налогов  (ведающее сельскохозяйственным  налогом, налогом на животноводство, пошлиной при продаже недвижимости  и налогом на занимаемые пахотные  угодья), состоящее из общего отдела, первого отдела сельхозналогов и второго отдела сельхозналогов;

(7) Управление международного налогообложения,  состоящее из общего отдела  налоговой политики, отдела налогового  администрирования, отдела по  борьбе с уклонениями от уплаты  налогов, отдела налогообложения оффшорной нефтедобычи, отдела международных налоговых соглашений, отдела международных отношений и отдела международного сотрудничества;

(8) Управление налогообложения  импорта и экспорта (ведает вопросами  НДС и потребительского налога  применительно к экспортно-импортной деятельности), состоящее из общего отдела, отдела налогов с импорта, отдела налогов с экспорта;

(9) Управление администрирования  и кассового исполнения, состоящее  из общего отдела, отдела налоговой  пропаганды, отдела по управлению системой счетов-фактур и отдела открытого рынка;

(10) Управление налоговых расследований,  состоящее из общего отдела, процессуального  отдела, первого отдела расследований  и второго отдела расследований; 

(11) Управление финансовой работы, состоящее из отдела финансирования, отдела инфраструктуры и отдела оборудования;

(12) Планово-статистическое управление, состоящее из общего отдела, планового  отдела, статистического отдела  и отдела макроэкономического  анализа; 

(13) Управление кадров, состоящее  из общего отдела, отдела кадров центрального аппарата, отдела кадров подразделений ГНУ на местах, отдела трудоустройства и отдела низовой работы;

(14) Ревизионное управление (представительство  Государственного ревизионного  управления КНР), состоящее из  секретариата, отдела проверки дисциплины и надзора, а также отдела жалоб.

Помимо этого, в ведении Государственного налогового управления находятся Образовательный  центр, Центр логистических услуг, Центр информационных технологий, Центр  по управлению работой налоговых агентов, Институт налоговых исследований, журнал «Чжунго шуйу», газета «Чжунго шуйу бао», издательство «Чжунго шуйу чубаньшэ», Центр повышений квалификации в Янчжоу и Чанчуньский институт налогообложения.

 

Распределение административных полномочий в сфере налогообложения

В настоящее время административными  полномочиями в сфере налогообложения  и взимания пошлин обладают финансовое, налоговое и таможенное ведомства.

(1) Подразделения Государственного  налогового управления осуществляют  управление налогообложением и собственно сбор следующих налогов: налог на добавленную стоимость; потребительский налог; предпринимательский налог, налог на прибыль и налог на поддержку городского строительства, консолидировано уплачиваемые железной дорогой, головными офисами определенных банковских учреждений и страховых компаний; дополнительный 3%-ный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями; налог на прибыль предприятий центрального подчинения; налог на прибыль предприятий совместного хозяйствования и акционерных предприятий, капитал которых сформирован за счет вкладов предприятий и учреждений центрального и местного подчинения; налог на прибыль местных банковских и небанковских финансовых учреждений; налог на прибыль предприятий нефтедобычи в районе континентального шельфа; налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий; налог с оборота ценных бумаг (до введения данного налога взимается гербовый сбор со сделок с ценными бумагами); штрафы за просрочку уплаты налога, недоимка и штрафы по центральным налогам.

Информация о работе Налоговая система Китая