Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 05:21, курсовая работа
Современная отечественная теория государства и права, постепенно преодолевая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития может, может предложить еще более и достаточно обоснованное понимание формы государства, дать более четкую классификацию этих форм, наметить пути их развития.
В данной работе будут использоваться как общенаучные методы, среди которых анализ, синтез, так и иные, к примеру, метод сравнительного правоведения при котором будут, соотносится методы организации государственной власти стран с классическими формами государства с современными странами для выявления у них новых признаков.
Введение
Глава 1
Понятие формы государства
• Подходы к определению формы государства
• Соотношение формы, содержания и сущности государства
• Характеристика форм правления и форм государственного устройства
Глава 2
Нетипичные формы государств
• Факторы влияющие на нетипичность государства
• Виды нетипичных форм государства
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
Тема: Нетипичные формы государства
Выполнил студент
___________________
(подпись)
Научный руководитель
_________________
(подпись)
Оценка_________
Содержание:
Введение
Глава 1
Понятие формы государства
Глава 2
Нетипичные формы государств
Заключение
Список литературы
Введение:
На Земле по данным ООН сейчас существует более 200 государств. Многие из них получили независимость или образовались в 20 веке. Перед ними сложилась проблема выбора формы государства. Ведь от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. И так как классические формы государства, такие как монархия и республика, унитарность и федерализм сложились в 18-19 веках и не могут должно отвечать на потребности нашего времени, то и страны Европы и других частей света с более богатой историей вынуждены менять свой способ организации государственной власти.
В связи с этим начали складываться гибридные формы правления. Определение положительных и отрицательных элементов данных форм, а так же попытка их классификации и систематизации будет являться целью данной работы. Для этого необходимо:
Вообще вопрос о форме государства как о главном факторе, влияющем на осуществление государственной власти в государственно-организованном обществе встал давно. Уже Аристотель, а вслед за ним и Платон разрабатывали классификации форм государств. Главным критерием для них являлась форма правления, т.е. кто как правит в этих государствах. Они же и выделили первые формы правления: республику, монархию, деспотию.
Затем дело Великих мыслителей античности продолжили такие деятели науки как Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и другие. В их трудах были сделаны попытки обобщить и систематизировать знания о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития.
Но все это до поры до времени было только описанием разнообразных форм правления, но с появлением марксистской теории происхождения и развития государства, разработанная Марксом и Энгельсом наука стала определять форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом общества.
Марксистко-ленинская
теория государства и права
Современная отечественная теория государства и права, постепенно преодолевая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития может, может предложить еще более и достаточно обоснованное понимание формы государства, дать более четкую классификацию этих форм, наметить пути их развития1.
Этой темой в Советской, а за тем в Российской науке занимались многие государствоведы, специалисты в области конституционного (государственного) права. Среди них были Четвернин, Ильин, Петров, Денисов, но самым известным среди них, на мой взгляд, является В.Е.Чиркин. Именно он в 1994 в своей работе под названием «Нетипичные формы правления в современном государстве» вводит новой понятие – нетипичность. Из этого видно что, в общем, тема формы государства начала разрабатываться с древнейших времен и по сей день, но тема нетипичных форм или как их можно назвать современных форм государства является новой и нуждается в проработке.
В данной работе будут использоваться как общенаучные методы, среди которых анализ, синтез, так и иные, к примеру, метод сравнительного правоведения при котором будут, соотносится методы организации государственной власти стран с классическими формами государства с современными странами для выявления у них новых признаков.
Глава 1 Понятие формы государства
1.1. Подходы к определению формы государства
Форма правления – структура и взаимоотношения основных высших органов государства.
Форма государственного устройства – территориальная организация государства.
Государственный режим – методы деятельности государства, его органов.
Под формой же государства ученые понимают некое соединение, синтез выше перечисленных трех элементов. Выделение именно 3 элементов в понятии форма государства на данный момент господствует в отечественной науке, но это не означает что данный набор элементов единственно верный. Ряд ученых, к примеру, предлагали относить к форме государства лишь один элемент – политический режим или добавлять четвертый политическую динамику, но все эти идеи ни нашли отклика со стороны ученых. Однако подход, по которому к форме государства относили два элемента форму правления и государственное устройство стал использоваться в зарубежной науке. Так, к примеру, во Франции общего понятия формы государства не предлагается совсем, а анализируется лишь эти два элемента.
Такое «элементное» определение формы государства имеет свои плюсы, оно отличается четкостью. Вместе с тем оно не дает синтезированного представления о форме государства в целом как таковой, не предлагает общей дефиниции подобной тем, которые выработаны при анализе форм правления2.
Но вернемся к вопросу о количестве этих элементов характеризующих форму государства. Как уже сказано выше в отечественной науке за основу взята так называемая «трехчленка» форма правления, форма территориального устройства и политический (государственный) режим. В зарубежной, «двухчленка» форма правления и форма территориального устройства. По какой причине иностранные государствоведы исключают третий элемент? Видимо здесь дело в самом термине - форма. Форма это то, что видно сразу, без подробного исследования. Мы можем сразу, без подготовки определить форму любого окружающего нас предмета. Яблоко – шар, телевизор – куб и т.д. То же самое происходит и с формой государства.
Любой человек, попав в какую-либо страну, может с легкость определить форму государства. В России в Москве находиться Совет Федерации. Увидев это здание и вывеску на нем можно сделать однозначный вывод мы государстве с федеративным способом территориального устройства. Другой пример Великобритания. В Лондоне находиться Букингемский дворец – резиденция королевы Великобритании. Наличие такого здания прямо указывает на монархический строй данного государства. Из этих примеров видно, что форма правления и форма территориального устройства прямо указывают на форму государства. Осталось таким же способом найти указание на политический режим и можно с уверенностью сказать, что подход зарубежных ученых не верен. Сразу можно обратиться к Конституции, к примеру, в статье 20 Конституции Федеративной Республики Германия сказано, что она является демократическим и социальным федеративным государством. Казалось бы, можно смело говорить о том, что политический режим то же является формой, однако это не совсем так. В Конституции Союза Советских Социалистических Республик 1977г. В статье 2 указано, что вся власть в СССР принадлежит народу, то есть СССР является демократическим государством. Однако это не было так на то время в СССР существовал авторитарный режим, отсутствие альтернативных выборов, свободы слова и печати, ярко показывают то, что демократическим этот режим ни как нельзя.
Выходит ученые других стран, совершенно справедливо не отнесли государственный режим к элементам формы государства. Государственный режим призван характеризовать степень свободы общества и личности, степень участия граждан в принятии общегосударственных решений.
Однако государственный режим
не может быть полностью оторван
от формы государства иначе
Сущность государства – его главная коренная природа, она отвечает на вопросы кому и в чьих интересах служит государство.
Содержание – включает цели, задачи, идеологию, официальный курс, функции государства, повседневную политику и итоговое политическое состояние3.
В состав содержания входит и сущность государства, она выражает главное в содержании. Сущность дает более глубокое представление, а содержание более богатое, разностороннее. Поэтому с сущность связаны главные стороны формы государства, с содержанием варианты этих сторон и остальные характеристики. Рабовладельческое по своей сущности государство будет иметь другую структуру государственных органов, нежели феодальное. Сущность находит свое выражения в наиболее общей классификации – типе государства, соответствующем той или иной общественно-экономической формации. В рамках «типовой» сущности возможно различное содержание государства, а, следовательно, и его формы. Пример такого явления можно взять даже из современных государств. Франция и Венесуэла оба этих государства относятся к капиталистическому (буржуазному) типу государства, но если во Франции главенствуют демократические принципы управления государством, то в Венесуэле на лицо авторитарный режим. Классический пример такой ситуации Афины и Рим. Рабовладельческая демократия (демократия по содержанию для рабовладельцев в Афинах) дает иной вариант формы государства, чем рабовладельческая аристократия в Риме.
Социальная сущность диктатуры пролетариата определила главные признаки формы социалистического государства: отказ от разделения властей и советы как единственные полновластные органы, демократический централизм, методы насилия по отношению к «эксплуататорам» и не только к ним, признание. Признание всеми органами государства руководящей роли коммунистической партии и т.д. Социальное содержание определило различные варианты формы: Советская республика (СССР), народно-демократическая (Чехословакия, Польша) демократическая диктатура народа (в Китае). И все они отличались друг от друга4.
Вместе с тем жесткой