Нормативно–правовые акты, их виды и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в системе юридических знаний теория государства и пра¬ва является базовой методологической наукой. Цели ее изуче¬ния: усвоить комплекс общих знаний о государственно-право¬вых явлениях; получить представление об основных категори¬ях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей прак¬тической деятельности.

Содержание

I. Введение стр. 3
II. Нормативно – правовые акты, как
источники права, их отличия от стр. 5
других источников права
III. Виды нормативно – правовых
атов стр. 9
IV. Систематизация нормативно –
правовых актов стр. 17
V. Действие нормативно – правовых
актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц стр. 20
VI. Заключение стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа целая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

     Тема :

“Нормативно–правовые акты, их виды и значения”

     Преподаватель : Тимошкин В.В.

     Выполнила : Студентка 1 курса заочного факультета, специальность

“Юриспруденция” Юшкевич И.Н.

Саранск, 99г.

Оглавление.

I. Введение                                                 стр. 3

II. Нормативно – правовые акты, как

источники права, их отличия от     стр. 5

других источников права

III. Виды нормативно – правовых

атов                                                      стр. 9

IV. Систематизация нормативно –

правовых актов                                  стр. 17

V. Действие нормативно – правовых

актов во времени, в пространстве

и по кругу лиц                                      стр. 20

VI. Заключение                                         стр. 27

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     Введение

Для того, чтобы стать реальностью  и успешно выполнить присущие право

регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство,

должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе

в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и

формами и источниками права.

В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним

“источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем

непринципиальным по своему характеру  смысловым нюансом, оттенкам и

незначительным различиям, которые  имеют термины “форма” и “источник” права. В

качестве источников права можно  трактовать те материальные, социальные и иные

условия жизни общества, которые  объективно вызывают необходимость  издания или

изменения и дополнения тех или  иных нормативно – правовых актов, а также –

правовой системы в целом.

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном

единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае,

прецеденте, в судебной практике имеет  казуистический и не всегда определённый

характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных

случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические

нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно

определённого выражения.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.

В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы

общественные жизни, которые непосредственно  касались интересов

государственной власти.

Частные, имущественные  и семейные отношения длительное время оставались под

воздействием  обыного права и судебной практики. Со временем нормативно –

правовое  регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной

жизни, и  становится, таким образом преобладающей  формой правового

регулирования общественных отношений.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других

источников права.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно

– правовые акты государственных  органов. Для краткости их нередко называют

нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме

решения компетентных государственных  органов, в которых содержатся нормы

права.

Это – акты правотворчества, с помощью  которых и благодаря которым

устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по

своему характеру актами. Они  издаются или санкционируются только органами

государства.

Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется

государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –

правовых актах, связывается наступление  уголовно – правовых, гражданско –

правовых и иных юридических  последствий.

В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами,

следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства

(кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов,

решения и постановления, применяемые  местными органами государственной власти

и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся

конституцией, а так же изданными  на её основе специальными законами,

положениями о тех или иных государственных  органах, правительственными

постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания,

изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается,

какой орган в соответствии с  какой процедурой издаёт тот или  иной нормативный

акт.

Нормативно – правовые акты, как  источники права имеют определённые

организационно – технические  и иные преимущества перед другими  источниками

права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные

органы имеют гораздо большие  координационные, чем все иные нормотворческие

институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых,

индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких

требований, традиционно сложившихся  правил изложения своего содержания

нормативно – правовой акт считается  лучшим способом оформления устоявшихся

норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и

определённости более лёгок  “в обращении”, чем другие формы  права. На него, как

подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить

необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1

1.    Общая теория права  / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.

Нормативные акты обладают рядом характерных  признаков, которыми отличаются от

всех иных правовых актов, в частности  правоприменительных, носящих

индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :

1.    нормативные акты есть  результат правотворческой деятельности

компетентных органов государства  и должностных лиц, а также  уполномоченных на

то общественных объединений и организаций;

2.    они содержат в себе  общеобязательные правила поведения  (нормы);

3.    содержащиеся в них  предписания являются выражением  государственной воли;

4.    применяются и реализуются  в особом процессуальном порядке;

5.    имеют строго определённую документальную форму (закон, указ,

постановление и т. д.);

6.    направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений,  в то

время, как акты применения норм права  касаются в основном лишь конкретных

жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.

7.    рассчитаны на постоянное  либо длительное действие, тогда,  как

применительные акты – на однократную  реализацию;

8. нормативные акты не персонифицированы,  адресуются либо ко всем, либо  к

неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет

конкретного адресата.

Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных

правовых актов, которыми источниками  права не являются. Индивидуальный

правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права,

которые находятся в сфере правового  регулирования. Он рассчитан на

одноразовое применение, относится  персонально к определённым лицам  и

прекращает своё действие с реализацией  конкретного права или обязанности

(например, назначение органом социального  обеспечения пенсий конкретному

лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным  лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации

общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах.

Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление

обеспечивается компетентными  органами государства (судом, мэрией,

арбитражем), однако источниками права  они не являются, поскольку норм права

не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к

персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно – правового акта, как источника права следует  отличать

источники правоведения, или источники  нашего знания о праве. Мы черпаем

сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из

исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов.

Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом

порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа,

содержащий нормы права.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     Виды нормативно – правовых актов.

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным

основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру

действия; субъектам, их издающим.

     По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются

на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов

является наиболее существенным признаком  их классификации. Она определяет их

место и значимость в общей системе  государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих

правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты

нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами.

Нормативно  – правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление  в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется

тем, что  не во всех нормативно -  правовых актах  содержатся нормы однородного

содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое,

семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными

актами  действуют и акты, имеющие комплексный  характер. Они включают нормы

различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни.

Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры

комплексных нормативно - правовых актов

     По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :

-        на акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений

определённого вида на данной территории;

-        на акты ограниченного действия  – распространяются только на  часть

территории  или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной

территории;

-        на акты исключительного (чрезвычайного)  действия. Их регулятивные

возможности реализуются лишь при наступлении  исключительных обстоятельств, на

которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).

    

           По основным субъектам государственного правотворчества

нормативно  – правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты  исполнительной власти (подзаконные  акты); акты судебной власти

(юрисдикционные  акты общего характера).

 

     Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт

современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют

наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение

закона можно сформулировать следующим  образом : это нормативно – правовой акт,

принимаемый высшим представительным органом государства в особом

законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий

наиболее важные общественные отношения  с точки зрения интересов и  потребностей

населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника

права, как нормативно – правового  акта обладающего высшей юридической  силой :

1.    законы принимаются  высшими представительными органами  государства или

самим народом в результате референдума ;

2.    законы принимаются  по основным наиболее существенным  вопросам

общественной жизни, которые требуют  оптимального удовлетворения интересов

личности;

3.    законы принимаются  в особом законодательном порядке,  что не присуще

подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре

обязательные стадии : внесение законопроекта  в законодательный орган ;

обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его опубликование. Принятие

закона в результате референдума  также осуществляется в законодательном

порядке, предусмотренном Законом  о референдуме ;

4.    законы не подлежат  контролю или утверждению со  стороны какого – либо

Информация о работе Нормативно–правовые акты, их виды и значения