Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На мой взгляд, тема «Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства» является очень интересной и требующей тщательного рассмотрения. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание

Понятие и виды формально-юридических источников права;
Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, особенности;
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
Заключение;
Список источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 65.11 Кб (Скачать файл)

институт правоведения и предпринимательства

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

курсовая  работа

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

на тему:

«Нормативно правовой акт основной источник российского законодательства»

 

 

 

 

Выполнила:  студентка 1 курса

очного отделения,  111 гр.

                  Талицина.Е.А.

 

 

Проверил:

к. ю. н., доцент

Талянин В. В.

 

 

 

Санкт-Петербург – Пушкин

2012

ПЛАН

 

  1. Понятие и виды формально-юридических источников права;
  2. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, особенности;
  3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
  4. Заключение;
  5. Список источников.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На мой взгляд, тема «Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства» является очень интересной и требующей тщательного рассмотрения. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. Прежде всего он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой выражения права. 

По сравнению с другими  источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового  акта как источника права:

  1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;
  2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов;
  3. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность;
  4. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм;

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного  права».

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

 

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность  ознакомления с этими нормами  самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с  помощью которых государственная  воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права». Источник права в формально-юридическом смысле - это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе - формальные источники права, юридические источники права, формы права).

К основным формально-юридическим  источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической  науке встречаются такие источники права как договор нормативного содержания и юридическая наука .

Источникам права присущи  такие черты, как обязательность, формальная определённость и общеизвестность. Обязательность означает непререкаемость  правовых установок, беспрекословность  их осуществления всеми субъектами права, попавшими в сферу действия источника права.

Формальная определённость означает конкретное, чёткое оформление  правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие  права, обязанности и последствия  невыполнения.   

Общеизвестность - качественный признак источников права, связанный с информированием о правилах поведения, сфере и пределах их действия. Этому служит установленный порядок обнародования норм права, доведения до адресатов их смысла. Источники права должны оформляться понятным и доступным языком.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

  1. Правовой обычай;
  2. Нормативно правовой акт;
  3. Судебный прецедент;
  4. Договор нормативного содержания;
  5. Юридическая наука.

Правовой обычай представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д. Правовой обычай прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота.

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Следующим видом источника  права является судебный прецедент — решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англосаксонской  правовой семьи. Прецедентное право  является неотъемлемой частью такой  системы. Более того, возможность  решения дел по аналогии определяет ее специфику.

Нормы, вырабатываемые в  результате прецедента, являются, в  конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.

Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет  прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.

Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем  государстве могут служить решения  Конституционного Суда Российской Федерации  по вопросам толкования Конституции  РФ или признания положений Законов  противоречащими Конституции РФ.

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что  он может содержать не только нормы  нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в  большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все  большее распространение как  источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Роль науки как юридическою источника в различные периоды развития общества постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих  ученых-юристов в большинстве  случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которой черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией.

Мировая юридическая наука  рассматривает  источники права  в неразрывном единстве с содержанием  правовых норм. Выражение юридических  норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и  не всегда определенный характер. Эти  нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить  в себе общего и достаточно определенного выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений  эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса.

     Переход к  всеобщему нормативному регулированию   осуществляется эволюционно. Вначале   нормативное регулирование распространялось  лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

 

ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВОГО АКТА

 

Нормативный правовой акт  является ведущей формой российского  права. Именно он определяет тип отечественной  правовой системы. От него зависят все  другие формы права, он определяет их роль и иерархические системные  взаимосвязи. Именно нормативные правовые акты составляют систему законодательства. Важность этого понятия требует  его закрепления в законодательных  актах.

Отсутствие законодательной  дефиниции нормативного правового  акта существенно затрудняет функционирование всех ветвей власти, фактически препятствует осуществлению правосудия и нарушает права граждан. Негативное влияние  неопределенности важнейшего правового  понятия сказывается на всей системе  законодательства. Неопределенность родовых  признаков правового акта препятствует дифференциации между нормативными и индивидуальными правовыми  актами.

Что касается научного поиска, то разработка понятий — важнейшая  задача ученых. И они немало сделали  в этом направлении, однако научные труды не являются формой права, эффективные ссылки в суде на них — достаточно редкое явление. Они являются поучительными, а их авторитет пропорционален просвещенности и воспитанности общества и верности, влиятельности науки и конкретного ученого. В.И. Гойман-Червонюк определяет нормативный правовой акт как письменный официальный документ установленной формы, который направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. По мнению М.Н. Марченко под нормативно-правовым актом понимается выражение в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержаться нормы права. Это акты правительства, которыми устанавливается, изменяется или же отменяется правовые нормы.

Законодатель, уклонившись  от полноценного решения вопроса  об определении нормативного правового  акта, все же провел некоторую работу в указанном направлении. Так, 11 ноября 1996 г. были приняты два документа  с разными названиями и различными определениями нормативного правового  акта.

Одно из них дано в проекте  Федерального закона «О нормативных  правовых актах в Российской Федерации», принятом в первом чтении в указанный  день, второе — в подзаконном  акте законодательного органа — Постановлении  Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации». Постановление  содержит определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт — это  письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме  правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Информация о работе Нормативно-правовой акт основной источник российского законодательства