Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что для понимания права и правового регулирования необходимо, прежде всего, уяснить, что собой представляет норма права в современных условиях развития российского государства и общества, а также в других государствах современных цивилизаций. Норма права, есть первоначальный элемент содержания права. Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании нормы права.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - дать понятие правовой нормы как разновидности социальных норм; - проанализировать классификацию правовых норм; - исследовать структуру юридических норм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие нормы права 3
2. Виды правовых норм 13
3. Структура юридических норм 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список используемых источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Норма права.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Анализ механизма правового  регулирования показывает, что каждая из норм права имеет собственное  функциональное назначение и соответственно выполняет характерные для нее  функции. Причем одна и та же норма  права может осуществлять не одну, а несколько функций. Здесь проявляется универсальная способность многих правовых норм оказывать одновременно различное функциональное действие (мотивационное, информативное, ориентационное). У запрещающих норм - функции одни, у рекомендательных - другие, у поощрительных - третьи и т.д. Не могут полностью совпадать функции норм государственного и трудового права, уголовного и гражданского, материального и процессуального. Например, в силу особого места Конституции в системе нормативных правовых актов конституционные нормы осуществляют юридическую и политическую функции, характеризующие конституционные основы правовой системы и, конституционные основы внутренней и внешней политики. Эти функции, оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т.д.

Абсолютное большинство  норм уголовного права также осуществляет одновременно несколько функций: регулятивную, охранительную и воспитательную. Данная особенность уголовно-правовых норм объясняется важным значением их гипотез и санкций в процессе воздействия права на волю и сознание человека, результатом чего являются две основные формы поведения людей. При соблюдении гражданами уголовно-правовых запретов осуществление регулятивной функции наблюдается в форме воздержания граждан от их нарушения, а если уголовный запрет нарушается, реализация охранительной функции осуществляется в форме привлечения виновных к юридической ответственности. Выполняя эти функции, нормы уголовного права одновременно воспитывают у граждан уважение к закону, т.е. осуществляют воспитательную функцию.

В то же время, как показывает функциональный анализ действия правовых норм, каждая из них независимо от отраслевой принадлежности в той или иной степени выполняет в механизме правового регулирования такие функции, как функцию государственной ориентации участников общественных отношений, функцию государственной оценки разнообразных вариантов поведения субъектов права, целевую и мотивационную функции6.

Государственная ориентация - это направление поведения участников общественной жизни на достижение позитивных целей. Регулятивная правовая норма всегда содержит указание на дозволенный, разрешенный вариант поведения. Она является одним из наиболее авторитетных ориентиров в системе социальной ориентации, так как создается государством и охраняется им от нарушений.

Запрещающие нормы предупреждают  субъектов права о недозволенности, недопустимости определенных действий. Запреты служат четкими ориентирами для всех участников общественных отношений. Очень часто субъекты права сами заинтересованы в подобной ориентации, поскольку запреты предостерегают их от совершения тех действий, за которые может наступить юридическая ответственность.

Ориентирующая функция  управомочивающих норм заключается в определении субъектом права рамок дозволенного поведения, путем перечисления допускаемых вариантов поведения. Совершение разрешаемых действий здесь ставится в зависимость от усмотрения управомоченного лица. В этих нормах обязывание и запрет отступают на второй план.

Поощрительные нормы  выступают ориентиром для совершения действий, в результате которых для  субъектов права наступают благоприятные  последствия (награда, премия, досрочное  снятие судимости, условно-досрочное  освобождение от наказания). Функция ориентации поощрительных норм, имеет существенные отличия от аналогичной функции других норм права.

Поощрительные нормы  всегда ориентируют на активное поведение, имеющее положительные последствия  для субъекта или группы субъектов  права, они стимулируют действия, превосходящие обычные требования и оценки, следствием их выполнения являются сверхнормативные результаты.

Важное значение в  выполнении нормами права своих  социально-юридических задач, имеет  осуществляемая ими функция государственной оценки действий субъектов права. Сам факт установления определенной нормы, по существу, означает оценку поведения. При этом оценивается оно как полезное, или как нейтральное, или как вредное для общества. Причем юридически значимую оценку может проводить лишь субъект права, наделенный соответствующими полномочиями: прокурор, судья, следователь, командир и т.п.

Наличие у норм права целевой функции, объясняется их возможностью направлять поведение субъектов права, путем постановки в правовых нормах определенной цели.

Значение целевой функции  правовой нормы для регулирования  поведения людей достаточно велико. В реальной действительности отдельный  человек (или группа людей) довольно часто сталкиваются с необходимостью найти наилучший вариант решения, оптимальную модель поведения. Целевая функция нормы права в этих случаях играет роль фактора, помогающего определить оптимальный вариант правового решения. Поэтому во многих нормативных актах содержатся указания на те цели, которые ставит законодатель, принимая этот акт. Чаще всего такие указания включаются в преамбулу закона или иного нормативного акта, иногда они формулируются во вводных или первых статьях указанных актов.

Вполне оправданно выделять и мотивационную функцию норм права. Разумеется, каждая норма издается, прежде всего, для того, чтобы указать вариант, вид поведения. Но при этом ставится и иная задача - сформировать мотив поведения, вызвать потребность совершить действие в соответствии с предписанием нормы права. В зависимости от того, какой мотив порожден нормой, как субъект воспринял ее требование, совершаются и юридически значимые поступки: охотно, с желанием или безразлично, с внутренним протестом, нежеланием. Поэтому мотивационная функция правовой нормы играет важную роль в регулировании поведения людей. Она самым непосредственным образом влияет на его эффективность.7

Возможность осуществления  правовыми нормами мотивационной  функции позволяет законодателю учитывать побудительные свойства норм права и возможности их влияния  на волю и сознание людей, формирование поступков, адекватных целям и задачам, поставленным в нормах права.

2. Виды  правовых норм 

 

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся  жизненных ситуаций и способность  человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.

Основания классификации могут  быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае, это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной, государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации8.

2. По социальному назначению  и роли в правовой системе  нормы можно подразделить: на  учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные  (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования  общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Пример регулятивной нормы:  ст. 8 БК РФ (Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации) закрепляет, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с БК РФ, федеральными законами и принятыми, в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление порядка  составления и рассмотрения проектов  бюджета субъекта Российской  Федерации и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение  проектов бюджета субъекта Российской  Федерации, бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета  субъекта Российской Федерации  и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и т.д…»9

Охранительные нормы  фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Например, ст. 282 БК РФ устанавливает, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены  следующие меры: предупреждение о  ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры.

Как регулятивные, так  и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового  регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РФ о Центральном банке РФ10, гарантируется нормами ст. 11-18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.11

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют  определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия  преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и  т. п.).

Пример дефинитивной нормы – Статья 8 НК РФ «... Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований…»12

Информация о работе Норма права