Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Изучение правовых норм, их структуры и видов, способов образования и реализации имеет в первую очередь практическую значимость, так как каждый человек сталкивается с ними в повседневной жизни. И ясное представление о правовых нормах - элементарных составляющих права позволит легче и быстрее разобраться в сложной системе права и эффективно использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Представляет интерес изучение содержания норм права, взаимосвязей их внутренних структурных элементов также в связи с неоднозначностью подходов и мнений, которые описаны в специальной юридической литературе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки нормы права
Глава 2. Структура нормы права
Глава 3. Виды норм права
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Teoria_gosudarstva_i_prava.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

В.Н. Протасов считает, что «юридически  целостная правовая норма состоит  не из трех, а из четырех элементов, а точнее - из двух двухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если..., то..., а если..., то...». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный) характер, а второе - охранительный (защитный, обеспечивающий)»16.

В литературе приводится схема правовой нормы, состоящей из шести элементов, сконструированной «М. М. Агарковым: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второй диспозиции)»17. В этом случае структура правовой нормы рассматривается как система взаимосвязанных элементов, которые могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве.

Несмотря на разные мнения относительно количественного состава правовой нормы, большинство юристов считают, что «основным элементом, без которого правовая норма не мыслима (не имеет смысла)»18 является диспозиция, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношений. Венгеров А.Б. выделяет пять правил поведения, которые могут содержаться в диспозиции правовой нормы. Он считает, что все правила поведения сводятся к «разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании».19 На мой взгляд, понятия «разрешение» и «правомочие» достаточно близкие по смыслу и их можно объединить в одно, а правило поведения соответствующее «юридическому безразличию» сложно представить и найти в законодательстве. Безусловно – это мое личное мнение и оно может быть ошибочным. По мнению Д.А. Липинского диспозиция правовой нормы, предписывая определенные правила поведения, в одних случаях «обязывает, в других – запрещает, а в третьих – дозволяет совершить те или иные действия»20.

 

Глава 3. Виды норм права

норма право  поведение

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и необходимость установления рамок социально полезного поведения человека обусловливают тот факт, что в системе права сформулированы достаточно разнообразные правовые нормы. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, необходимо их классифицировать. В научной юридической литературе приводятся разные классификации правовых норм. Порой бывает так, что один и тот же вид норм авторы обозначают по-разному, что приводит к некоторой путанице в понимании.

Проанализировав и обобщив многообразие делений, следует остановиться на классификации, отражающей наиболее значимые основания  деления правовых норм, на которых  акцентируют внимание большинство  ученых-юристов.

1. По кругу лиц, чьи интересы  защищают нормы права, принято производить деление на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц). Публичное право защищает то, что вредит обществу, а частное право - то, что вредит отдельным лицам. В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая часть общественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным. Развитие отношений гражданского общества, основанного на юридическом равенстве людей, на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса.

 

2. По предмету правового  регулирования различают нормы  различной отраслевой принадлежности: конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

3. По методу правового  регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные  нормы.

Императивные нормы  имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Диспозитивность обозначается как право или возможность поступить иначе, чем указано нормой. Носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им. Такие нормы применяются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы  «обычно адресуются негосударственным  предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения»21.

4. По своим функциям нормы делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы  регулируют поведение субъектов  права путем установления их прав и обязанностей. Они обеспечивают позитивное регулирование поведения.

Охранительные нормы  фиксируют меры государственного принуждения и обеспечивают защиту установленных правил в случае их нарушения.

Такое функциональное деление, на мой взгляд, следует производить  исходя из функции, которую несет  содержащаяся в норме санкция. Если санкция охранительная, которая  выражает негативную оценку государства факта нарушения установленных правил поведения и несет неблагоприятные последствия для нарушителя, следовательно, норма в целом тоже охранительная. Если санкция поощрительная, в том числе и умозрительная, выраженная в молчаливом одобрении государства, которая выражает позитивную оценку любого правомерного поведения – допустимого, обязательного, запрещенного, значит правовая норма также поощрительная или регулятивная. Для ликвидации правовой неопределенности в вопросе неписанной положительной реакции государства можно было бы искусственно ввести в законодательство общую поощрительную санкцию для всех моделей правомерного поведения.

5. По характеру субъективных  прав и обязанностей различают  три основных вида норм:

управомочивающие, которые предоставляют своим адресатам право на совершение положительных действий. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц;

обязывающие, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;

запрещающие, которые  устанавливают пассивные обязанности  не совершать определенных действий и безусловный запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.

6. Отраслевые нормы  подразделяются на материальные  и процессуальные.

Первые являются правилами  поведения субъектов, определяют содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно  направленных на регулирование общественных отношений, указывают "что делать".

Вторые содержат предписания, устанавливающие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, указывают, "как  делать".

7. По сфере действия  вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия  и локальные нормы.

«Нормы общего действия распространяются на всех граждан и  функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного  действия имеют пределы, обусловленные  территориальными, временными, субъектными  факторами. Это нормы, издаваемые высшими  органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные  предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур»22.

8. По времени действия  нормы права классифицируются  на постоянные, установленные на  неопределенный срок, и временные,  действующие лишь на определенном  отрезке времени.

9. По кругу лиц. «Распространяются  или на всех, кто подпадает  под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.»23.

10. По субъектам правотворчества  различают нормы, исходящие от  государства, непосредственно от  гражданского общества, от международных  субъектов.

В первом случае это нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы  принимаются непосредственно населением отдельного территориального образования  или всей страны (всенародный референдум, на котором была принята Конституция Российской Федерации).

В третьем случае это  нормы международного права, которые  представляют собой результат согласования интересов субъектов из разных стран.

11. По юридической силе  правовые нормы делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, федеральные нормы и региональные нормы.

При выявлении противоречия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях, применяются  определения норм, содержащиеся в  нормативных актах Российской Федерации, которые имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах субъектов Федерации.

«Во всех случаях расхождения  норм закона и подзаконных актов  действуют определения законов.

Последующий нормативный  акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.»24

12.По степени специализации  различают общие и специальные  нормы. Специальные нормы обеспечивают  более конкретное регулирование  одного и того же предмета. В случае противоречивости общих  и специальных норм, приоритет остается за последними.

13. Особо стоит остановиться  на рассмотрении специальных  или специализированных норм.

Нормы-принципы (учредительные  нормы) – это нормы, закрепляющие основные, исходные начала права. Они  не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Таковы многие конституционные нормы.

Декларативные нормы - это  положения программного характера, которые определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы  содержат определения каких-либо юридических  понятий.

Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения  или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т.д.

Коллизионные нормы  направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства  должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному  правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств.

Мое мнение относительно специализированных норм близко к позиции  второй группы авторов по следующим  причинам. Во-первых, как было изначально показано, что норма права – это правило поведения человека или группы лиц. Таким образом, если в правовых положениях не изложена какая-либо модель поведения, следовательно, нельзя говорить о наличии полноценной правовой нормы. Во-вторых, если рассмотреть более внимательно отдельные специализированные нормы во взаимосвязи с другими правовыми нормами, то будет очевидно, что они являются составными частями последних, а не выступают в качестве независимых, самодостаточных норм права, с помощью которых возможно регулирование общественных отношений.

 

Заключение

 

Нормы права, являясь  исходными, основополагающими элементами построения правовой системы государства  и механизма правового регулирования, выступают как набор предписаний, моделей поведения в правовых отношениях, и оказывают активное воздействие на сознание, волю и поведение людей. В них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания, поэтому знания о структуре правовой нормы, внутренних взаимосвязях ее элементов, выполняемых функциях и разновидностях норм права важны не только начинающему юристу, но и обычному человеку, не связанному с юриспруденцией, так как человеческая деятельность постоянно сопровождается и регулируется установленными государством различными правилами, и нужно уметь самостоятельно разбираться в огромном количестве юридических предписаний и грамотно их применять.

Следует отметить, что  конструкции правовых моделей поведения, изложенные в действующем законодательстве, во многих случаях отличаются от научного представления о классической структуре нормы права. Вероятно, законодатель при создании новых правовых актов и формировании текстов правил ориентируется в первую очередь на большинство людей, не имеющих юридического образования и всесторонних знаний о норме права, поэтому преподносит их в упрощённом виде, делает доступным заложенный в документах смысл, пытается довести до сознания людей то, что от них требуется. Но с другой стороны, такое изложение создает определенные трудности при соотнесении того или иного содержащегося в нормативно-правовом акте правоположения с элементами классической структуры нормы.

Информация о работе Нормы права