Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению – вынесению акта применения права.
Особое внимание при изучении вопроса применения норм права следует обратить на требования, предъявляемые к правоприменению, так как неисполнение этих требований может привести к потере правоприменительными органами своего авторитета и доверия со стороны населения.

Содержание

Введение.
2
Глава 1. Понятие применения права и его признаки.
3
Глава 2. Стадии применения права.
7
2.1. Установление фактических обстоятельств дела.
7
2.2. Установление юридической основы дела.
8
2.3. Вынесение решения по делу.
10
Глава 3. Акты применения права, их виды. Отличие от нормативно-правовых актов.
12
Глава 4. Требования, предъявляемые к правоприменению.
16
Заключение.
19
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

нормы права2.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)
    • а) первичные
    • б) производственные
    • в) смешанные
  • по сферам использования:
    • а) хозяйственные
    • б) социально-культурные
    • в) административно-политические.

Любая деятельность плодотворна  и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление  эффективности правоприменительного акта связано с определением целей  издания данного акта, результатов  его действия, соизмерения результатов  с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

 

 

 

Глава 4

Требования  к правоприменительной деятельности.

 

Правоприменение всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительной деятельности являются:

  • ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:
  1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
  1. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные  и сомнительные факты не должны  быть приняты во внимание и  отвергнуты.

Обоснованность - это  подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.

  • ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права  в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения.

  • ЗАКОННОСТЬ - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

·СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность  содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Вопрос пересечения  интересов таких требований к  правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности.

Классическим примером нормативного акта, который в той  или иной мере испытывает на себе противоречие двух принципов, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года, которым был установлен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Многие его положения были обусловлены обстоятельствами военного времени и требованиями государственного планирования и прогнозирования социальных процессов в обществе, то есть он в какой-то мере отвечал принципу целесообразности. Но справедливым его назвать никак нельзя, так как он ущемлял интересы большой части общества. Например, женщина, физически неспособная иметь детей, не только несла материальные потери, но и моральные переживания от чувства своей меньшей социальной значимости.

Даже в рамках одного принципа – справедливости могут  возникать противоречия. Например, принудительное выселение известной  латышской актрисы Вии Артманэ из квартиры в связи с восстановлением в правах прежних, довоенных хозяев дома, которое наделало много шума в недавнем прошлом, может быть совершенно справедливым с точки зрения закона, но абсолютно несправедливым с точки зрения морали. Подчеркну, что здесь речь идет не о законности, она так же соблюдена, а о справедливости с точки зрения закона – восстановление прежних хозяев в правах, незаконно нарушенных ранее.

Таким образом «конфликт  между нормами права и морали вполне возможен и он должен разрешаться  в пользу норм права»12, так как справедливость всегда должна находиться в рамках закона. А частные случаи моральной несправедливости при формальной справедливости юридической должны, если они приобретают все более массовый характер (указывая на эволюцию правоотношения) вызывать необходимость применения правотворчества по отношению к данному правоотношению. Если же такие случаи в рамках данного правоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновением новых правоотношений, например, в случае с Вией Артманэ, администрации города Рига следовало бы выделить заслуженной артистке квартиру.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд существенных признаков:

  • Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.
  • Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.
  • В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.
  • В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.
  • В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения  – установление фактических обстоятельств  дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая  оценка всей совокупности фактических  обстоятельств дела путем отнесения  данного случая к определенной юридической  норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как  законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

 

Список использованной литературы.

 

  1. С.С.Алексеев. Государство и право. Москва, 1993
  2. А.Т. Боннер «Установление истины в правосудии и социально – правовая оценка фактов». Советское государство и право. 1990 г. №1.
  3. А.Т. Боннер Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992 г.
  4. В.В. Ершов «Индивидуальное судебное регулирование». Правоведение 1986 г. №6.
  5. В.Н. Карташов Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989 г.
  6. С.А. Комаров Общая теория государства и права. М. 1996 г.
  7. Конституция Российской Федерации.
  8. В.В. Лазарев С. В. Липень Теория государства и права. М., 1998 г.
  9. М.Ф. Маликов Проблемы реализации права. Иркутск, 1988 г.
  10. Общая теория государства и права. Учебник под редакцией В.В., Лазарева М., 1996 г
  11. Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения. Омск 1995 г.
  12. В.А.Юсупов. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«26» января 1999 года.

1 Лазарев В.В. Липень С. В. Учебник «Теория государства и права» М. 1998 г. стр. 303

2 Лазарев В.В. Липень С. В. Учебник «Теория государства и права» М. 1998 г. стр. 305

3 В.Н. Карташов «Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность». Саратов, 1989 г., Стр. 164.

4 В.Н. Карташов «Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность». Саратов, 1989 г., Стр. 165.

5 «Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения» стр. 112 Омск 1995 г.

6 С.А. Комаров «Общая теория государства и права» М. 1996 г., стр. 222

7 Лазарев В.В. Липень С. В. Учебник «Теория государства и права» М. 1998 г, стр. 317

8 Лазарев В.В. Липень С. В. Учебник «Теория государства и права» М. 1998 г, стр. 313.

9 Общая теория государства и права. Учебник под редакцией В.В., Лазарева М. 1996 г. стр. 213

10 В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" стр.100-107.

11 Лазарев В.В. Липень С. В. Учебник «Теория государства и права» М. 1998 г., стр. 315-316

12 Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. Стр. 30




Информация о работе Нормы права