Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение норм права.
Для достижения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и функции нормы права;
2. Выявить структуру и классификацию элементов норм права;
3. Изучить виды норм права;
4. Рассмотреть пути совершенствования норм права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, признаки и функции нормы права 5
2. Структура и классификация элементов норм права 13
3. Виды норм права 16
4. Совершенствование норм права 22
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП-нормы.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Система функций норм права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию норм права как целого и функции этого целого.

Система функций норм права самым непосредственным образом  связана с системой норм права. В  соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций норм права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные  всем отраслям права);

-межотраслевые (свойственные  двум и более, но не всем  отраслям права);

-отраслевые (свойственные  одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные конкретному институту  права);

-нормы права (свойственные  конкретному виду норм права). 3

Вопрос о соотношении  функций норм права различных  уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе норм права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.

Кроме того, следует иметь  в виду, что общеправовые функции  норм права не охватывают и не могут  охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций норм права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции норм права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д. 4

Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций:

внутренние (находящиеся  в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами).

Внутренние критерии (основания) классификаций функций  норм права вытекают из системы норм права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Неразрывная связь функций норм права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.

Регулятивная и охранительная  функции - это имманентные праву  функции.

Это те функции, которые  как раз и характеризуют право  как специфическое качественно  самостоятельное образование. Более  того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

Внешним объективным  критерием классификации функций  норм права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права. 
Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции норм права называют социальными.

В самом общем виде социальные функции норм права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную.

Заканчивая рассмотрение системы функций норм права, обратим  внимание на то, что ее не следует  рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции норм права. 
Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции. 5

 

2. Структура и классификация элементов норм права

Классификация норм права  преследует несколько целей, в том  числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

I.       По функциональной роли:

1) Исходные нормы:

  • нормы-арбитры
  • нормы-дефиниции (формулируют законодательные определения понятий)
  • нормы-начала (характеризуют самые важные положения)
  • нормы-принципы отраслей права
  • нормы-инструменты
  • определительно-установочные нормы

2) Общие нормы-правила – характеризуют те общественные отношения, без которых не может сложиться отрасль права

3) Конкретные нормы-правила – узкий, специальный инструмент воли государства

II. По предмету правового регулирования

1)      Конституционно правовые

2)      Трудовые

3)      Семейные

4)      Гражданско-правовые

III. По методу правового регулирования

1)      Императивные (полномочные)

2)      Диспозитивные (альтернативные)

IV. По субъекту правотворчества

1)      Нормы законов (создаются высшими гос. органами)

2)      Подзаконные нормы (исполнительной властью)

3)      Локальные нормы (создаются негосударственными органами или структурными элементами гос. органов)

V. По степени определенности

1) Абсолютно определенные или нормы-модели

2) Относительно определенные:

 ссылочные (адресует  субъекта к тому же источнику)

 отсылочные (адресуют  субъекта к какому-то источнику,  не называя точных норм)

3) Бланкетные нормы  – вместо элемента – ссылка  на этот элемент, закрепленный в другой статье, либо на бланкету.

Классификацию норм можно  проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции. 6

Структура правовой нормы 

Выраженная в юридических терминах структура правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент правовой нормы, в котором формализуются типические ситуации соц. бытия.

В гипотезе:

1) очерчивается круг обстоятельств,  в которых норма будет действовать     

2) очерчивается круг субъектов,  для регулирования отношений  которых предназначается данная норма

Выделяются:

- простые (одно обстоятельство)

- сложные (совокупность зависимых  друг от друга обстоятельств)

- альтернативные (несколько независимых  друг от друга обстоятельств)

Диспозиция – элемент правовой нормы, непосредственное выражение воли государства.

По назначению:

- управомачивающие

 

- обязывающие

- запрещающие

Санкция – элемент нормы права, характеризующий реакцию официальной гос. власти на степень исполнения диспозиции.

По характеру формализованных  санкцией последствий:

- штрафные

- поощрительные

- правовосстановительные7

Способы изложения элементов нормы  права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или  даже часть одного из элементов нормы  права, либо наоборот: норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.

 

3. Виды норм права

Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции. Этим обусловлено наличие различных видов правовых норм.

Выделение тех или  иных видов норм права зависит  от основания (критерия) их группировки, классификации. В литературе существует множество подобных классификаций, каждая из которых опирается на определенную нормативно-регулятивную особенность, присущую той или иной группе норм права.

По отраслевому критерию нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к соответствующей отрасли права – на правовые нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного, трудового права и т.д.

Ввиду деления отраслей права на отрасли материального  права (например отрасли уголовного права, гражданского права и т.д.) и отрасли процессуального права (Haпример, отрасли уголовно-процессуального права, гражданского процессуального права и т.д.) выделяются такие разновидности норм, как материально-правовые нормы (нормы материального права) и процессуально-правовые нормы (нормы процессуального права). Нормы материального права – это нормы первичной правовой регуляции общественных отношений, а нормы процессуального права регулируют процессуальный порядок и процедуры практической реализации и исполнения уже установленных норм материального права, и в этом смысле (но никак не в смысле второстепенности!) они являются нормами вторичной правовой регуляции. Существенное значение норм процессуального права состоит в том, что они устанавливают определенный правовой порядок действия самого права. Чем более развито право, тем больше в нем процессуальных норм и отраслей.

В связи с делением права в целом на частное и  публичное право различают нормы частного права (например нормы гражданского права) и нормы публичного права (например нормы конституционного, уголовного, права и т.д.).

Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм выражения  их регулятивного воздействия, от модальности их регулятивной силы.

Так, уже римский юрист  Модестин отмечал: «Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать». Цицерон соответственно говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан – о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), позволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).

По рассматриваемому критерию широко распространено деление  норм права на запрещающие, обязывающие, управомочивающие, поощрительные.

Под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны прежде всего для уголовного права и административного права, значительная часть положений которых определяет запрещенные деяния (соответственно – преступления и административные проступки). Но запрещающие нормы есть и в других отраслях права. Так, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает (не допускает) приобретать права и обязанности под именем другого лица.

К обязывающим нормам относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определенные правомерные действия. Так, согласно ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ, банк обязан осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф.

Управомочивающая норма содержит положение, предоставляющее субъекту права определенное правомочие (возможность совершить определенное юридически значимое действие). Так, п. 1 ст. 502 ГК РФ содержит управомочивающее положение, согласно которому покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на другой аналогичный товар, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Поощрительные нормы содержат положения, стимулирующие различные виды правомерного, общественно полезного поведения. Так, ст. 131 Кодекса законов о труде РФ предусматривает ряд мер поощрения (объявление благодарности, выдача премии и т.д.) за образцовое выполнение трудовых обязанностей, новаторство в труде и другие достижения в работе. 8

Информация о работе Нормы права