Образование Республики Беларусь. Беларусь после постиндустриального периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:04, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь как суверенное независимое государство возникло после событий, связанных с распадом Советского Союза, В июле 1990 года Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) принял «Декларацию о суверенитете», а в августе 1991 года, после неудавшегося путча в Москве, придал ей норму Конституционного Закона. Де-юре Республика Беларусь стала суверенным независимым государством, все еще находясь в составе СССР. И только после Беловежских соглашений, в декабре 1991 года провозгласивших распад Советского Союза, Республика Беларусь не только де- юре, но и де-факто стала суверенной независимой страной.

Вложенные файлы: 1 файл

Республика Беларусь как суверенное независимое государство возникло после событий.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь как суверенное независимое государство  возникло после событий, связанных  с распадом Советского Союза, В июле 1990 года Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) принял «Декларацию о суверенитете», а в августе 1991 года, после неудавшегося путча в Москве, придал ей норму Конституционного Закона. Де-юре Республика Беларусь стала суверенным независимым государством, все еще находясь в составе СССР. И только после Беловежских соглашений, в декабре 1991 года провозгласивших распад Советского Союза, Республика Беларусь не только де- юре, но и де-факто стала суверенной независимой страной. 
Из Конституции Республики Беларусь 1994 года 
(с изменениями и дополнениями) 
Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года 
Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. 
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. 
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. 
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. 
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. 
Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. 
Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону. 
Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. 
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. 
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. 
Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. 
Республика Беларусь — молодое государство с древними традициями. Свое на звание оно получило в ХШ йене от само- делынй льняной и шерстяной ткани белого цвета, из которой население, проживавшее на территории современной Беларуси, изготовляло для себя одежды. Становление белорусского народа как национальной груп пы произошло на основе ассимиляции ряда родственных славянских племен: кривичей, полочан, дреговичей, валетов-лютичей и киммеров. 
Элементы государственности имели Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское и Белорусская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. 
Республика Беларусь на момент провозглашения независимости в 1991 году была одной из наиболее экономически развитых республик СССР с достаточно передовой промышленностью, доля которой в ВВП характеризовала ее как одну из самых индустриальных стран мира. Беларусь имела развитое сельское хозяйство и исключительно высокий научный потенциал. 
С распадом СССР и переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования Беларусь потеряла свое привилегированное положение. Традиционные рынки развалились. Резко возросла и все еще продолжает расти стоимость энергетических и сырьевых ресурсов. Молодое суверенное государство оказалось в глубоком экономическом и политическом кризисе. Республика приобрела свободу и независимость в обмен на всеобщий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В этих экстремальных условиях происходило формирование идеологии государ ственности и ее правовой системы. 
15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию - Основной Закон жизни страны. В соответствии с ним Республика Беларусь — суверенное демократическое социальное правовое государство. Данная идеологическая формула государственности, ставшая конституционной, если се соотнести с реальностью, носила и все еще продолжает носить нормативный характер, т.е. указывает на то, каким должно быть государство, а не какое оно есть на самом деле.Наиболее полно в республике реализован принцип суверенности, проявляющийся в способности и обязанности государства самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику, защищать спою независимость и территориальную целостность. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией, 
Конституция Республики Беларусь закрепляет приверженпость государств основным ценностям современной цивилизации. Человек, его Ирана и свободы являются высшей ценностью государства, а обес печение прав и свобод граждан — высшей целью государства. Это в первую очередь касается таких приоритетных прав, как право па жизнь и ее защиту от любых по- сягатсльств, на достойный уровень жизни и социальную защищенность, право на отдых и охрану здоровья, право на образование, на социальное обеспечение, право собственности, право на труд, на жилище, свободу и неприкосновенность личности, избирательные права, право на участие в решении государственных вопросов. Все граждане Беларуси имеют равные нрава и могут из бираться в Парламент и местные органы власти; все они равны перед законом и име ют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. 
Принцип демократичности государства осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. 
Различные политические силы принимают участие в формировании органов власти посредством выборов на альтернативной основе. 
Во всех сферах общественной жизни созданы добровольные неправительственные организации (общественные объединения). Основными направлениями их деятельности являются: экология; защита интересов трудящихся, материнства, детства, прав покупателей; наука и научное обслуживание, предпринимательство, развитие малого и среднего бизнеса, банковская сфера, правоведение, страхование жизни и имущества. Они выступают организаторами и координаторами проектов развития различных сфер обществен ной жизни, учредителями коммерческих предприятий и организаций, организаторами национальных и международных семинаров, инициаторами и разработчиками проектов законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства Республики Беларусь. 
Демократические принципы поддерживаются национальной культурой и традициями народа. Они положены в основу общественного контроля над органами власти и наиболее четко проявляются в таких областях, как защита прав и свобод граждан, природопользование и экология, защита памятников архитектуры и искусства. 
Конституционная формула о прановом характере белорусской государственности имеет ярко выраженный нормативный характер. Правовое государство предполагает достаточно высокий уровень развития и государственности, и права. 
Республика Беларусь как молодое суверенное государство не располагало да и сейчас не располагает стабильной системой законодательства, регламентирующей функционирование рыночных отношений и социальную политику государства с учетом специфики переходного периода и на более отдаленную перспективу. В стране еще до сих пор действуют старые, принятые при «развитом социализме» Гражданский и Трудовой кодексы. 
В Конституции не была решена и проблема разграничения компетенции и властных полномочий между Президентом стра ны, Кабинетом Министров и Верховным Советом Республики Беларусь, что служило основой возникновения острого противостояния различный ветвей власти. Компетенция Верховного Совета толковалась так широко, что он мог принять законы по любому без ограничения вопросу. А полномочия Президента, которые предоставлялись ему Конституцией, были еще более сужены при принятии Закона о Верховном Совете уже после избрания Президента. В силу этого некоторые указы Президента вступали в противоречие и с Конституцией, и с действующим устаревшим законодательством . 
В условиях недостаточно четкого разграничения властных полномочий и устарелого законодательства, а также политизированного Парламента не могла быть, мягко говоря, эффективной и работа Конституционного Суда, призванного осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. 
Отмеченные выше обстоятельства и послужили объективным основанием для разработки новой редакции Конституции, которая (с изменениями и дополнениями к Конституции 1994 года) была принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Она более четко определила полномочия Президента как главы государства, осуществляющего взаимодействие орга нов государственной власти и посредничество между ними. 
                                                   Правовое государство предполагает высокий уровень развития государственности 
и права Для Беларуси остается, как и прежде, высокая степень значимости социальных приоритетов в развитии экономики и общества 
Новая редакция Конституции значительно расширила полномочия Правительства — Совета Министров Республики Беларусь, которое в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. 
Насколько оптимальными являются расширение властных полномочий Президента и Совета Министров и ограничение властных полномочий Парламента (Национального собрания), сегодня судить трудно. Это покажет жизнь. Однако уже сейчас очевидно неоправданное ограничение властных полномочий Парламента. Подтвер- жждением тому могут служить создание в соответствии с ноной редакцией Конституции единого контрольного органа в лице Комитета государственного контроля и лишение Парламента функций контроля за исполнением государственного бюджета и за деятельностью Национального банка в части определения и реализации эмиссионной политики. 
Новая редакция Конституции заложила основу для осуществления реформы системы права и, прежде всего, совершенствова ния правового регулирования экономических отношений, что создает весомые предпосылки для обеспечения социально-политической стабильности в обществе. 
1.2. Белорусское государство в переходный период 
Основные особенности переходного периода связаны с развитием демократических процессов в политической сфере, со становлением новой законодательной и исполнительной системы и реформами в экономической области. Последнее означает использование принципов рыночной экономики в хозяйственной деятельности, изменение функции и роли государства в экономике и общественной жизни. 
Политическая демократия и рыночная экономика стали новой и сложной проблемой для традиционно сформированного сознания белорусского общества. Отсутствие опыта использования демократических технологий и процедур сделало новую законодательную власть в начале 90-х гг. весьма аморфной и медлительной при подготовке и принятии необходимых законов. Общество требовало большей изменчивости традиционных форм отношений, модернизации промышленности и сельского хозяйства, способствования развитию отраслей экономики и регионов страны. Медлительность законодательного процесса не позволила прокести необходимые преобразования в финансовой сфере, осуществить постепенный переход к рыночным формам организации хозяйственной жизни. 
Важнейшей характеристи кой переходного периода для Беларуси стало медленное движение по пути реформ, а также процессов становления институтов гражданского общества. Государство постепенно самоопределяется в системе новых отношений граждан, политических партий, средств массовой информации и исполнительной власти. Для Беларуси остается, как и прежде, высокая степень значимости социальных приоритетов и субсидарность экономики и общества. Свыше половины жителей страны в течение десятилетий получали социальные пособия, выплаты, льготы и тому подобное. 
Переходное время — это время реформ, по этой причине направления и скорость реформ тоже имеют свою особенную белорусскую специфику. В отличие от России и Польши, где либеральные экономические и политические взгляды были быстро рецеп- тированы новыми политическими элитами, в Беларуси идеи экономического либерализма и широкой парламентской демократии не были представлены ведущими общественными кругами. 
В данном контексте переходный период стал свидетельствовать не о быстром, либо окончательном выборе страны, а о длительном "присматривании", рефлексии, откладывании на будущее принятие необходимого решения. Это относится и к рабочим, и к жителям села, и к интеллигенции. Выбор вариантов развития тем не менее есть. Речь может идти о вхождении Беларуси в "славянский треугольник" (пока в Союз с Россией), вариант «моста между Востоком и Западом», интеграции в Европейское Сообщество. В итоге, с точки зрения геополитической ориентации и выбора пути развития, решение проблемы пролонгируется не только в ближайшее, но и отдаленное будущее. Вместе с тем с апреля 1996 года Беларусь обозначила свои ориентиры в отношении более тесного сотрудничества и стратегического партнерства с Россией. Новое Сообщество, а с апреля 1997 г. Союз Беларуси и России, не есть реинтеграция СССР, а новый проект многоаспектной интеграции двух славянских стран. 
Специфическую гамму характеристик переходного периода образуют постсоветские реалии. К ним можно отнести последствия разделения труда в СССР и особенности народнохозяйственного комплекса Беларуси, наличие устойчивых «советских» стереотипов жизненного уклада и духовных ценностей, стремление найти новую основу для взаимодействия республик быв-шсго СССР, определенное отторжение ценностей капиталистического общества. Все эти факторы в той или иной степени оказывают воздействие на духовную жизнь, экономические и политические процессы. Многомерность сознания, как и социума на данном этапе становления белорусской государственности и гражданского общества, выразилась в этом феномене. 
Оценивая итоги нескольких лет трансформации белорусского общества и государства, следует отметить, что проблема стратегического выбора пути развития еще не решена окончательно. Это касается и вопросов развития СНГ, Союза Беларуси и России, вхождения в европейские структуры и международные политические и экономические организации, отношения к расширению НАТО на Восток. Часть пути в этом направлении Беларуси еще предстоит пройти. 
Постсоветские изменения в республике происходили несколько иначе, чем в других странах бывшего СССР. Первый опыт суверенного развития, преодоления последствий тоталитарного общества был противоречивым. Старая номенклатура сохранила свое влияние в обществе, трансформируя политическую власть и .-жономическую. Новые политические и экономические :>литы боролись за сферы влияния в обществе, представительство в Парламенте и структурах исполнительной власти. К осени 1996 года было образовано двухпалатное Нацио нальнос собрание, в состав которого вошла часть депутатов Верховного Совета 13-го созыва. Стационарность политического процесса возможна лишь при условии достижения определенного политического баланса и социального мира в стране. 
После ноября 1996 года в итоге конституционно-политического кризиса белорусская государственность обозначается как суверенная президентская республика с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Однако достижение этого реального разделения еще не произошло в полной мере. 
При рассмотрении проблемы личности в государстве вопросы реализации прав человека, демократических свобод в Беларуси предполагают длительный процесс развития демократических традиций и реального наполнения постулируемых принципов соответствующим содержанием. Права человека и свободы личности в настоящее время воспринимаются в нашем обществе неоднозначно, имеют место значительные остаточные (от тоталитарного социализма) явления. Речь идет об отсутствии как традиций в этой сфере демократии, так и реальных общественных механизмов, способных обеспечить выполнение и поддержание этих нрав в соответствии с общепринятыми нормами в мировом сообществе. Прописка, отсутствие адвокатской защиты подозревае мых, суда присяжных и многое другое характеризуют нынешние реалии. Попятно, что в процессе дальнейшего развития общества будут формироваться и общественное мнение, и традиции в пользу большего «открывания» социума, укрепления общепринятых приоритетов общественной жизни и социальных ценностей. В этом заключается специфика переходного периода в любой стране, и государство само способствует развитию культуры, образования своих граждан. Этот процесс является длительным и фундаментальным по происходящим изменениям и подвижкам в обществе. 
Управление и управляемость общества - тема весьма острых политических дискуссий, и в зависимости от ориентации политических сил, пришедших к власти, существуют различные формулы государственного управления, схемы исполнительной власти и правительственных органов. 
Учитывая особенности трансформационных процессов в нашей республике, можно говорить о феномене управления по-белорусски, который основывается на приверженности к директивным методам руководства и ориентации па реализацию принципа «управляемости» страной. Этот феномен, доставшийся от административно-командной системы, находит практическое воплощение в методах, инструмептариях и деятельности ряда экономических институтов Правительства. Так, даже при известной либерализации экономической жизни высшее государственное руководство представлено 27 министерствами и 17 государственными комитетами, которые осуществляют экономические и политические функции руководства в стране. 
Известные традиции привычного централизованного руководства и управления страной все явственнее требуют изменений в пользу модернизации общества и экономики. Становление новых форм управления будет происходить как на верхних этажах управления экономикой и обществом, так и в регионах. Речь идет о реформе местного самоуправления, развитии демократии на региональном и локальном уровнях. 
Схемы управления и руководства проходят свою проверку после принятия на референдуме поправок к Конституции Республики Беларусь. Изменения связаны с увеличением полномочий Правительства, которое представляет собой в высшей инстанции Совет Министров. Переключение Правительства на оперативное руководство страной видоизменяет и функции президентской администрации и экономики. 
 
                                       В республике только формируется система независимого социального и экономического мониторинга . 
Определенные подвижки происходят и в технологиях деятельности высшей исполнительной власти. Так, кроме традиционных иерархических властных структур, с 1995 года в ряде министерств и ведомств стали создаваться консультативные органы с привлечением специалистов из неправительственных кругов, ученых, иностранных экспертов. Более того, само Правительство создало ряд экспертных советов по важнейшим направлениям социального и экономического развития страны. Постепенно тем самым формируется определенная управ лепческая и административная микросреда, которая более демократична и включает в себя механизмы фильтрации информации и остановки (или выключения) предпосылок неверных решений. Пока мы имеем дело с начальным процессом, созданием опредс ленных новых алгоритмов принятия решений в высших административных и управленческих кругах. Трансформационные процессы, проходящие в республике, показали, что ряд решений требует если не моментального реагирования, то ускоренного преодоления различных ведомственных и бюрократических преград. 
Особо важной проблемой переходного общества в Беларуси яаздется достоверная и обширная экономическая и социальная информация. Официальные государственные статистические службы предоставляют значительный объем информации, по она пока в определенной степени не соответствует требованиям, предъявляемым мировым сообществом. По этой причине возникают проблемы быстрого реагирования на происходящие про цеесы, задерживается принятие решений но «болевым точкам" экономики и общества. В республике только формируется система независимого социального и экономического, мониторинга. В средствах массовой информации часто публикуются противоречивые данные о положении дел в экономике и обществе, что ведет к искажению общей картины изменений социума. 
Как и прежде, существует проблема обратной связи между действиями Правительства и их результатами, принятием или непринятием социальными группами тех или иных решений руководства страны. В качестве примера можно привести перерегистрацию хозяйственных субъектов, изменения в таможенной политике, результаты нормотворчества министерств и ведомств. 
Институциональные изменения предстоит совершить на локальном уровне, в системе управления на местах, в регионах Беларуси. Региональные аспекты изменений и развития пока не стали широко обсуждаемой проблемой в обществе. Референдум показал, что население достаточно индифферентно относится к выборам руководите лей власти на местах, предпочитая назначения сверху. Это в значительной степени тормозит развитие местного самоуправления и символически обозначает нежелание избирателей нести ответственность за состояние дел в своих регионах и на местном уровне, предпочитая формы патронажа и патернализма со стороны органов принятия решений. Данный феномен, возможно, имеет ограниченное значение. Будущее покажет готовность и способность наших граждан осуществлять эффективное самоуправление в своих городах, селах и регионах. В целом, происходящие в республике трансформационные процессы выявили всю сложность преобразований в секторах и сферах экономики, продемонстрировали социальную неоднозначность и неодномерность применяемых средств и инструментов. Значительная часть нерешенных проблем переносится в будущее, и мы можем констатировать, что ряд серьезных и важных реформ предстоит осуществить в ближайшей среднесрочной перспективе.


Информация о работе Образование Республики Беларусь. Беларусь после постиндустриального периода