Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:38, реферат
Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до
сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если
вся Древне-русская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории Российской.
1. Введение.
2. Происхождение древних славян
3. Формирование государства.
4. Норманская теория.
5. Заключение.
6. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики
по дисциплине: История
Реферат: Образование древнерусского государства
Выполнила:
студентка группы ВЗБ5ЭК-11
Молотова Ирина Валентиновна
____________________________
(подпись студента)
« 15 » января 2014 г.
Преподаватель:
Уваров Н.В. ______________________________
(подпись руководителя)
«___» ________ 2014 г.
Оценка_______________________
Вологда 2014
Содержание
1. Введение.
2. Происхождение древних славян
3. Формирование государства.
4. Норманская теория.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до
сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если
вся Древне-русская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории Российской.
Существуют различные подходы к выделению временных рамок
древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления
древнерусского государства в IX веке, другие — с крещения Руси в 988
году, третьи — с первых государственных образований у восточных славян в VI веке.
2.Происхождение древних славян.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было
известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским
морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских
народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих
пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространяться лишь
полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так
назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались
антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на
славянских языках.
В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы).
Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.
Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.
Предками современных южнославянских народов - болгар и народов
Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском
полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.
В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними
близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие.
Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле
и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.
Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях, между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное,
совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.
В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где
жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.
Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились
остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются
археологами. В то беспокойное время, когда были войны не только между разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.
Остатки
таких маленьких крепостей
Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.
Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы
подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.
Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень ( от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время
которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную
деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или
подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница,
ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа.
Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень ( от слова
"врещи" – молотить ). То что названия месяцев у древних славян связаны с
земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении
земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, охотились и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.
Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все
необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.
Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготавливали украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.
Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.
Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки
хоронили в курганах.
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы.
Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в
окружении женских божеств плодородия - Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Хорос ) и Перун - бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. В России, до введения христианской веры, первое место среди идолов занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке
поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также
«скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог ( бог
огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы,
иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально
устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли
первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.
Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в
причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона.
В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с
Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и
"русские".
Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием
металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда.
Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал
более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные.
Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь страной городов.
3. Формирование государства.
Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношений у восточных славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство, ибо государство возникает там, где создаются условия для его появления в виде деления общества на классы.
Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело к
выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и
зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно связи с внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его во внутренней жизни славянского населения Восточной Европы.
Ярким примером этого выступает раскопанное И.И. Ляпушкиным городище Новотроицкое на реке Псле, датируемое VIII – IX вв. Это городище свидетельствует об отсутствии какой бы то «перекристаллизации» русской культуры в IX – X вв., отсутствии какого либо скачка и о прямой связи культуры славян Восточной Европы VIII-IX и X - XII вв. Можно считать установленным, что Древнерусское государство своим возникновением обусловило эволюцию культуры восточных славян, а развитие производительных сил вызвало к жизни государство.
Следует отметить такой важный факт, как полное отсутствие в Новотроицком городище скандинавских вещей, что является свидетельством развития материальной культуры Киевской Руси X-XII вв. без
воздействия культуры Скандинавии, до появления варяжских дружин в Восточной Европе. Естественно стремление русских ученых обнаружить истоки древнерусской государственности. При этом нельзя не согласиться со
справедливым замечанием Б.А. Рыбакова, что «процесс первичного
возникновения государственности из недр первобытнообщинного строя является процессом настолько медленным и постепенным, что рубеж двух формаций иногда бывает еле приметен для глаза позднейшего историка». Исторический процесс динамичен. В поисках начала древнерусской государственности исследователи не могут ограничиваться традиционными датами «начала Руси», связывая его с Рюриком или Олегом. Поэтому они обращаются к еще более раним сведениям о формах раннегосударственной жизни восточных славян.
Так, например, С.В. Юшков строил следующую цепь логических заключений:
1) у скифов существовало примитивное дофеодальное (но отнюдь не
рабовладельческое государство), так называемое «варварское государство»;