Общая теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Содержание

Форма государства.
Виды правоотношений.
Юридическая ответственность.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

манулик общая теория права.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования "Смиловичский государственный аграрный колледж"

  

                                                                                                     ЮП-2011-76

 

 

 

Домашняя контрольная  работа по дисциплине

"Общая теория права"

учащегося 3 курса группы 34ЮП

отделение "Правоведение"

Манулик  Дмитрий Николаевич

 

 

 

 

 

                                                                                         пер. Ленинский д. 8 кв. 3

                                                                                  223210 г. Червень Минская обл.

                                                                                    

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Форма государства.
  2. Виды правоотношений.
  3. Юридическая ответственность.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма государства.

Определение формы государства и ее структура

Важность четкого определения  формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения  того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление  о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение  его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование  государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

2. Виды форм правления и их различия

Итак, рассмотрим первую часть структуры  формы государства - форму правления.

Под формой правления понимается организация  власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит  власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования органов  государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в  зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д. ). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, ( Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих  государств, но наиболее полное выражение  эта форма нашла в Средние  века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом  она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную. Как  можно было заметить из сказанного выше, первая характерна в основном для Древних и средневековых  государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.

В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов  имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа  священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного  тем или иным количеством полномочий.

Исполнительная власть сосредоточена  либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем  иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства  и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика - это форма правления  при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной  власти. Для республики обязательно  наличие высшего представительного  органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма  правления сложилась еще в  Древнем мире, примером тому могут  служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты  демократии были еще неразвиты, а  рабовладельческие отношения и  связанные с ними научные представления  и знания не создавали предпосылок  для возникновения гуманизма  и связанных с ним современных  принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана  с тем, каким же именно образом  осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно - правовых отношений наделен большим  количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо  дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и  демократические. В наше время существуют только демократические республики. Парламентская республика.

При этой форме правления большинство  полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается  роль только выполняющих и не имеющих  особо важных полномочий и прав в  осуществлении государственной  власти.

Президентская республика. При президентской  республике большинство этих прав и  полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права по формированию высших органов государственной  власти, по осуществлению внешних  сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и  т. д.

В компетенции высшего представительного  органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные  функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и  народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость  органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип  народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение  институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и  противовесов между различными ветвями  власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству. В целом, форма правления  является весьма важным элементом формы  государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит  власть в обществе ( пусть иногда формально ), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного  общества.

Понятие формы государства  является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму  в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют  об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы  государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства, особенно его «классовую»  сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования  и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

С легкой руки представителей исторического материализма все  прогрессивное относилось к содержанию. Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится  к его форме. Проявления понятия  «форма» применительно к государству  многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного  единства социальных норм древности  право, именно форме обязано своим  появлением государство. Исследование формы государства было магистральным  направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала  в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает  история и современность и 2) какая  из известных государственных форм наилучшим образом подходит для  данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства  неотделима от его формы, на что указывает  этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание  «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности – души). «Forma dat esse rei» – «форма дает бытие вещи»  – считали римские юристы.

В настоящее время под  формой государства понимают организацию  государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским  категориям, форма государства характеризуется  неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто  ее осуществляет, то изучение формы  государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков  порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной  власти и т.д.

Ясно, что проблема формы  государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется  государственная власть, зависят  эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж  и стабильность правительства, состояние  законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства  имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает  в разных аспектах. Во-первых, это  определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления  государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства  синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

Указанное понимание формы  государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы  государственного устройства, к которым  впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или  иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так  или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации  государственной власти, заключающейся  в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического  режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды правоотношений.

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ — группы правоотношений, различающиеся основаниями возникновения, специфичностью субъективного состава и объектов. По предмету регулирования правоотношения подразделяются на: конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые, семейные, земельно-правовые и др. У каждого из отраслевых правоотношений своя специфика: основания возникновения, стороны, характер взаимосвязей между ними и т.д.

Информация о работе Общая теория права