Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть понятие института гражданства и его правовое регулирование.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие института гражданства;
- охарактеризовать принципы гражданства;
- рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика института гражданства
Понятие и сущность гражданства
Принципы гражданства
Глава 2. Общая характеристика приобретения и прекращения гражданства
2.1. Основания и порядок приобретение гражданства
2.2. Основания и порядок прекращение гражданства
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика института гражданства
Глава 2. Общая характеристика приобретения и прекращения гражданства
2.1. Основания и порядок приобретение гражданства
2.2. Основания и порядок прекращение гражданства
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение.
Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.
Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
Цель данной курсовой работы раскрыть понятие института гражданства и его правовое регулирование.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие института гражданства;
- охарактеризовать принципы гражданства;
- рассмотреть основания
и порядок приобретения и
Глава 1. Общая характеристика института гражданства
В соответствии с предметом международного права, гражданство, как правило, воспринимается в качестве средства для разграничения распределившегося между различными государствами населения, позволяющего определить принадлежность индивида к тому или иному государству. Для внутригосударственного же права свойственно понимание гражданства, как особого политико-правового состояния лиц, признаваемых гражданами, так как гражданство служит основой правового положения личности в государстве.
Общепринятым является понимание гражданства как устойчивой правовой связи человека со своим государством, обусловливающей взаимные права и обязанности граждан и государства. Заключенная в 1997 году Европейская конвенция о гражданстве следующим образом определяет это понятие: «Гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица».
«Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Такое положение содержится в ст. 3 Закона о гражданстве. Можно было бы добавить и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством.
Гражданином России является лицо, обладающее гражданством России, то есть устойчивой правовой связью с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3 Закона о гражданстве).
Гражданство Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации или иным основным документом, содержащим указание на гражданство лица. Причем виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, могут быть определены только федеральным законом (ст. 10 Закона о гражданстве).
Следует отметить, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, является действительным до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации.
Гражданин это лицо, обладающее правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти, это субъект политической деятельности. Не случайно во многих европейских языках слово «гражданин» имеет общий корень со словом «город». В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось самоуправление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности.
В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой на его положение как бы соправителя в государстве. В немецком языке это соответственно «Staatsangehoerigkeit» (буквально «государственная принадлежность») и «Butrgerschaft» (буквально «гражданство»), в испанском - «nacionalidad» (буквально «национальность» и «ciudadania» (собственно «гражданство»), в сербо¬хорватском «drzavljanstvo» (от drzava - государство; ср.: держава) и «gradanstvo».
В конституционном праве различных стран мира есть два близких понятия гражданство и подданство. Второе существует в монархиях и характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства монархом, верность ему, первое отражает связь человека и государства. Термин «подданство» употреблялся в царской России, он применяется сейчас в монархических странах, хотя в демократических государствах монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) его содержание не отличается от понятия «гражданство», и он все более вытесняется последним, будучи редко употребляемым, а то и совсем не употребляемым (Испания и др.).
Подданство было исторически первым юридическим состоянием индивида, определяющим его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета в ту эпоху - Государю. Подданство отличается от гражданства отсутствием обязательств государства перед индивидумом, отсутствием гражданских прав у любого частного лица.
В.В. Сокольский рассматривал вопросы подданства и гражданства с точки зрения народа как элемента государства. Он исходил из того, что слово "народ" употребляется в двояком смысле - этническом и политическом. Народ в этническом смысле есть совокупность лиц одного происхождения и одной культуры, нравственное и духовное единение которых выражается главным образом в единстве языка, обычаев и весьма часто в единстве религии. Народ в политическом смысле есть совокупность всех лиц, состоящих членами данного государственного союза, составляющих личный элемент государства.
По мнению В.Н. Дурденевского, сущность состояния гражданства состоит в том, что гражданство есть сочленство в государстве. Это устойчивая правовая общность лица с данным государством, дающая возможность участия во власти государства и не ограниченная его пределами. Это общность: ибо гражданство существует и исчезает вместе с данным государством. Это общность устойчивая: она в принципе бессрочна и не ограничена пространственными рамками; она следует за гражданином и в открытое море, и в другое государство и расторгается лишь в виде исключения, обычно продолжаясь до смерти. Эта общность правовая - на гражданина распространяется действие законов государства.
Основной целью определения гражданства является, прежде всего формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данного государства. В качестве такого признака законодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого вопроса, предлагают сегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В своей совокупности граждане России образуют многонациональный народ Российской Федерации. Народ, в отличие от населения страны, - категория политическая, так как он является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Поэтому принадлежность к народу и выражает сущность российского гражданства. В принципе существование государства зависит не от существования гражданства, а от существования индивидов, подчиненных его правопорядку. Однако именно граждане придают каждому государству его специфические черты, отличающие его от любого другого государства.1
Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства.2 Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.
Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ. 3
Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик.
Принцип равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.
Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.
Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.4
Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и не граждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.
Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.
Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление без гражданства для предотвращения социальной нестабильности.
Информация о работе Общая характеристика приобретения и прекращения гражданства