Общая характеристика современных теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить наиболее универсальные теории происхождения государства и права.
Данная цель определена следующими конкретными задачами:
1. Выявить общие закономерности возникновения государства и права.
2. Рассмотреть современные теории происхождения государства и права.
3. Выявить положительные и отрицательные стороны данных теорий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава. 1. Современные теории происхождения государства.
§1. Общие закономерности возникновения государства……………………….5
§2. Общая характеристика современных теорий происхождения государства………………………………………………………...………………9
2.1. Ирригационная теория происхождения государства………………………9
2.2. Инцестная (половая) теория происхождения государства…………….....11
2.3. Спортивная теория происхождения государства…………………………14
2.4. Диффузионная теория происхождения государства…………………...…18
Глава 2. Современные теории происхождения права.
§1. Общие закономерности возникновения права…………………...………..22
§2. Общая характеристика современных теорий происхождения права….…24
2.1. Примирительная теория происхождения права…………………………..24
2.2. Регулятивная теория происхождения права………………………..…….27
2.3. Теория специализации……………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………..…………….35
Список литературы…………………………………………………...………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Происхождение государства и права.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Одним словом, по мере необходимости все сферы  жизни людей (экономическая, политическая и социально-бытовая) регулируются нормами права все плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права.

Надо отметить, что регулятивная теория согласуется не только с историческими фактами, по и со всем ходом исторического развития. Действительно, правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался. Кроме того, оценивая с позиции сегодняшнего дня процесс происхождения права, мы должны основывать свои оценки на каких-то объективных показателях. Таковыми же прежде всего служат письменные источники права. В первых письменных источниках права доминируют нормы уголовного права, однако обобщение типичных, противоправных ситуаций и установление за них санкций — это тоже регулирование, не только превентивное. Кроме того, уже и в этих источниках есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с помощью клятвы), просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права.

Примирение конфликтующих сторон, без сомнения, является важной функцией государственной власти. Однако важнее различные конфликты предупредить. Это можно сделать, заранее установив за правонарушения санкции. В этом также следует усмотреть регулирование социальных процессов, только не последующее, а опережающее, которое более ценно, нежели первое. Сторонники примирительной теории обращают внимание только на конфликты. Но ведь не только конфликты определяли жизнь общества. По многим вопросам древние люди умели договариваться. Например, вместо того, чтобы не устраивать бой за территорию, близко расположенную к водоему, родовые группы договаривались о порядке прохода к водоему. Считать, что с появлением прецедентных норм, т.е. с решений об урегулировании конфликтов, началась жизнь права, по меньшей мере не точно. Нельзя сбрасывать со счетов и такой источник права, как договор, носящий в древности, так же, как и решение о примирении, устный характер. Договор — хорошее средство урегулирования социальной жизни.

Да, многие вопросы  экономической жизни людей подверглись правовому урегулированию (землепользование, морское дело, защита собственности и др.). Однако в целом экономика развивалась по законам саморегулирования. И лишь в XX в. началось обуздание ее негативных свойств с помощью права (борьба с монополизмом, загрязнением окружающей среды и т.д.). Так что, регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня, а на начальном этапе развития общества они были куда скромнее.

Кроме того, право — не единственное средство регулирования. Помимо его, жизнь людей упорядочивается и с помощью других социальных норм. В древности основную регулятивную функцию несли обычаи. И наконец, анализ первых источников права, в которых доминируют нормы уголовно-правовые, свидетельствует о том, что охрана общества от посягательств - вот главная задача, стоящая перед составителями первых законов. Регулятивная теория - это забегающая вперед теория, приписывающая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Теория специализации.

Данную теория происхождения права предложила Т. В. Кашина в книге «Происхождение государства и права». Слово «специальный» означает особый, предназначенный для определенной цели. Соответственно «специализация» — это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования. Предметом рассмотрения этой теории является возникновение права как социального явления.13 Для решения этой проблемы автор ставит ряд вопросов: почему прежние средства социального регулирования (обычаи, религия) перестали удовлетворять потребностям общества в самоорганизации и на авансцену вышло право? Какие особенные качества потребовались от социального нормирования, главным средством которого стало право? Какова цель правовой специализации?

Главными доправовыми средствами социального регулирования принято считать обычаи и религиозные нормы. Обычаи были действенными в тот период, когда общество было однородным, а не дифференцированным. Человек как самостоятельный субъект социальных отношений еще пока не выделялся. Его жизнь полностью была связана с родом (общиной). Конфликты между родами разрешались на основе кровной мести, конфликтные отношения между племенами выяснялись с помощью военных действий. Общество развивалось на основе саморегулирования. Не возникло пока еще необходимости и в политических структурах (государственных органах), специально предназначенных для управления обществом.

Несколько позднее  общество начинает дифференцироваться, но дифференциация идет пока на уровне коллективов (семьи, гильдии, сословия и т.п.), а не индивидов. Усложненное общество требует и более сложных средств социального регулирования. Функцию социального нормирования берет на себя церковь. Регулирование на основе религиозных норм предполагает акцент на смирение, подчинение, повиновение. Главным средством религиозного нормирования является исполнение обязанности. В итоге свою роль церковь выполнила. На протяжении многих веков стабильность и порядок, так необходимые для развития общества, обеспечивались ею неукоснительно. Прогресс общества, как экономический, так и интеллектуальный, поставил под вопрос способность церкви выполнять роль главного «нормировщика» жизни людей.

Что же произошло? Речь идет о появлении развитого права, хотя мы знаем, что право зарождается задолго до того, как становится главным средством социального регулирования, и приобретает свои особенные качества постепенно. Во-первых, семья как производственная и экономическая единица стала уступать место предпринимательским объединениям (корпорациям), основанным на объединенных капиталах отдельных людей. Успех же в предпринимательстве достигается не числом, а умением. Стал цениться отдельный человек, обладающий своими неповторимыми личностными качествами. Коллективное сознание уступает место сознанию индивидуалистическому. Человек объявляется главной ценностью. Как видим, дифференциация общества стала куда более дробной и «дошла» до каждого человека.

Во-вторых, увеличивались и знания об обществе. Экономический прогресс открыл дорогу развитию особого вида деятельности, связанного с «добычей» знаний об окружающем мире - науке. Благодаря науке возросла просвещенность общества и вера в Бога сказалась во многом подорванной. Это еще одна, хотя может быть и не главная, причина появления права.14 Мы видим, что обществу брошен вызов со стороны объективной реальности. Ответом на данный вызов было появление права или такого средства социального регулирования, которому присущи следующие особые, специфические признаки.

1. Право направлено прежде всего на защиту индивидуальных, а не коллективных интересов, которые ставились во главу угла общиной или церковью.

2. Средством обеспечения индивидуальных интересов является установление прав. Именно интересы управомоченного стоят на первом месте в правоотношении. Они определяют динамику и судьбу правоотношений в целом. Например, управомоченный может, если захочет, отказаться от взыскания долга, т.е. прекратить правоотношение даже и без удовлетворения своих требований. Но субъективное право ничто без обязанности, которая направлена на удовлетворение интересов управомоченного. Итак, и права, и обязанности. Но на первом месте все же права субъектов.

3. Главное средство социального регулирования, каким теперь стало право, приобретает такое качество, как универсальность. Если религиозные нормы касались в основном духовной, нравственной сферы жизни людей, то право проявляет себя куда шире: затрагивает и регулирует и экономические, и политические, и трудовые, и семейные, и другие отношения.

4. Абстрактность и расплывчатость религиозных норм уступают место точной и формальной определенности правовых норм. Письменная фиксация (в нормативных актах, судебных решениях, договорах и др.) прав и корреспондирующих им обязанностей, направленных на их удовлетворение, дает возможность четко выявить интересы управомоченных субъектов и очертить пределы их требований. Это крайне важно, поскольку своими интересами можно и злоупотребить. Человек пока не освободился от такого свойства, как эгоизм.

5. Появляются и новые способы защиты норм: государственное принуждение. Коль скоро церковь перестала быть организацией, объединяющей всех членов общества (вера в Бога перестала быть тотальной), функцию обеспечения действенности социального нормирования берет на себя государство. Таким образом, в процессе постепенного развития социальное регулирование приобретает новые качества и принимает правовую окраску.

Преобразования в социальном нормировании произошли не случайно и не напрасно. Возникновение права было направлено на достижение в обществе, дифференцированном не только на уровне коллективов, но и на уровне отдельных личностей, каждый из которых обладает особыми интересами, мира и стабильности.15

Главная задача, стоящая  перед правом, — «утихомирить»  всех, согласовать интересы людей, не позволить им тратить силы и средства на борьбу между собой и не дать им подвергать себя опасности уничтожения. Это программа-минимум, основанная на признании всеми членами общества таких объединяющих ценностей, как право на жизнь, здоровье, свободу и т.п. На достижение этой цели направлены охранительные отрасли права и прежде всего уголовное право.

Но у права есть и программа-максимум, а именно обеспечение сотрудничества между людьми. Выполнение этой задачи обеспечивается регулятивными отраслями права, такими как гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое и др. Таким образом, возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела качественно иной (личностный, субъектный) характер.

 

 

 

                                                      Заключение.

 

Темой для данной курсовой работы послужила одна из интересных проблем теории государства и права, а именно «Общая характеристика современных теорий происхождения государства и права».

Целью исследования было выявить наиболее универсальные  теории происхождения государства  и права.

Для этого мы ставили  следующие задачи:

1. Выявить общие закономерности  возникновения государства и  права. 

2. Рассмотреть современные  теории происхождения государства  и права. 

3. Выявить положительные  и отрицательные стороны данных  теорий.

Как мы убедились, среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Рассмотренные нами теории происхождения государства и права по-разному объясняют причины их происхождения.

Право формировалось  одновременно и параллельно с  государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может  быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснении государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс.

Рассмотренные нами современные теории происхождения государства очень противоречивы, поэтому интересны для изучения. Каждая из них имеет положительные стороны.  Они заключаются в следующем: 

1. Рассмотренные нами  современные теории происхождения  государства и права опираются на хорошо обоснованные факты, учитывают опыт предыдущих исследователей.

2. Многие теории достаточно чётко объясняют, как возникла особая социальная группа, составившая чиновничий государственный аппарат, а также то, как возникло право.

Кроме того, в защиту современных теорий можно сказать следующее. Многие учёные связывают возникновение государства с разделением труда, развитием производства, а возникновение права с усложнения общественных взаимосвязей. Но это лишь одна, пусть и самая распространенная точка зрения. Причинами появления государства и права могут являться  и:

- необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов. Это мы как раз увидели в ирригационной теории.

- необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование производства, социальную  устойчивость и стабильность  общества. Это обеспечивалось применением различных мер и норм зарождающегося права.

Указанные выше причины  действовали совокупно, в различных сочетаниях и в разных условиях.

Есть у всех рассмотренных  теорий и ряд недостатков:

1. Хотя сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие современные точки зрения всё дальше уходят от реальности, их авторы пытаются выдвинуть самые невероятные теории. 

2. Объясняя процесс возникновения государства и права, учёные в своих точках зрения берут для иллюстрации различные регионы мира. Но происхождением государства и права отдельной страны нельзя объяснить их происхождение в других странах, так как каждая из них обладает своими особенностями.

3. Данные теории раскрывают лишь одну из возможных сторон процесса возникновения государства и права, не объясняя глубинных процессов образования государства и права.

4. Государство может  возникнуть только тогда, когда  общество достигло определённого  уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Но из рассмотренных теорий мы не узнаём, на каком экономическом уровне находились страны, когда в ней зародились государство и право.

Информация о работе Общая характеристика современных теорий происхождения государства и права