Общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Государство в политической системе общества”, была выбрана мною не случайно. Я полагаю, что эта тема играет особую роль в науке Теории Государства и Права. Вопросы возникновения и формирования общества, государственной организации его жизни, причины и теории возникновения государства, роль государства в политической системе общества – едва ли эти вопросы потеряют свою актуальность, напротив, время неизбежно идет вперед и понимание этих вопросов совершенствуется, предоставляя нам возможность взглянуть на ту или иную проблему с принципиально нового ракурса.

Содержание

Введение

Глава 1. Что такое общество?

Власть и нормы поведения при первобытном строе.

Глава 2. Причины возникновения государства

2.1. Государство как важнейший элемент политической системы общества.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории государства и права камила.docx

— 45.72 Кб (Скачать файл)

есть результат его внутреннего  развития, то Дюринг, Гумплович и другие в основу возникновения государства ставят факторы внутреннего или внешнего насилия. Несмотря на принципиальную несовместимость данных теорий, они, тем не менее, строятся на общей базе: действиях человека, которые обусловлены экономическими и социальными факторами его жизни. Отвергать полностью теорию насилия нельзя только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фатом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего , объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения. В этой связи следует сказать о непосредственности представлений марксистской теории о государстве. С одной стороны, она признает революционный, насильственный путь перехода от одного типа государства к другому, а с другой отрицает роль насилия (в широком смысле) в образовании государства. Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины  возникновения и функционирования государства только с психологической  точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления  разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимание экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии – такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев). Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право  на существование и органическая, и психологическая теории происхождения  государства, поскольку ими исследуются  биологические и психологические  особенности человека как члена  общества и гражданина государства, а общество и государство как  система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и

сознанием. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, пишет, что “между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми – частями социального организма – связь психическая”. С позиции договорной и экономической теорий происхождения государства эти воззрения несостоятельны. Тем не менее, договор об учреждении государственного образования может быть заключен биологическими индивидами, обладающими нормальной человеческой психикой. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин также невозможно без участия психики человека и его физических усилий. В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику. Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Государство как важнейший элемент политической системы общества

 

Государство – это такая форма  организации общественной жизни, которая  не может быть создана разрозненными  усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная  цель, без которой оно не может  ни возникнуть, ни развиваться. Такой  целью является объединение людей  под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, государство  становится его основной властвующей  организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства. Наряду с государством в обществе возникают  и другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные  организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, производственные кооперативы и ассоциации, акционерные  общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань политической системы общества. Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

Во-первых, государство – это  единственная полновластная организация  в масштабах всей страны.

Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах каждого.

В-третьих, государство является официальным  лицом внутри страны и на международной арене.

Негосударственным организациям такие  свойства и функции не присущи. Они  решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни. Что же представляет собой общественная система? Политическая система это организационное  выражение всей совокупности государственных  и общественных организаций, в том  числе трудовых коллективов, участвующих  в политической жизни страны. Все  составные части политической системы  общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что  перед ними стоит единая цель –  благо человека. В основе взаимоотношений  государства, общественных организаций  и трудовых коллективов лежат  принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи не подменяя друг друга. Государство и общественные организации – это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Будучи относительно автономными звеньями политической системы, государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации в свою очередь всячески помогаю государству решать задачи экономического, социального, и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.

Государство как главная властвующая  и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных

организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и  совершенствованию. Конкретно это  выражается в следующем:

1. Государство предоставляет конституционное  право гражданам на объединение  в общественные организации и  создает необходимые условия  для их успешной деятельности

2. Государство определяет правовое  положение некоторых общественных  организаций

3. Деятельность общественных организаций  находится под охраной государства.

Такое сотрудничество и взаимодействие государственных организаций, в  том числе и частных. Способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе реальной демократии. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  – государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют  в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

Рассматривая вопросы, поставленные передо мной, для всецелого рассмотрения проблем связанных с государством и обществом, а также с механизмами  их взаимодействия я сделала следующие выводы: В понятие общества включаются следующие основные элементы-признаки: - совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием; - общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; - взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; - регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; - наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность; - способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества. Общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека. Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право  на существование и органическая, и психологическая теории происхождения  государства, поскольку ими исследуются  биологические и психологические  особенности человека как члена  общества и гражданина государства, а общество и государство как

система взаимодействующих биологических  видов, наделенных волей и сознанием. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, пишет, что “между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми – частями социального организма – связь психическая”. С позиции договорной и экономической теорий происхождения государства эти воззрения несостоятельны. Тем не менее, договор об учреждении государственного образования может быть заключен биологическими индивидами, обладающими нормальной человеческой психикой. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин также невозможно без участия психики человека и его физических усилий. В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику. Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:

1. Государство предоставляет конституционное  право гражданам на объединение  в общественные организации и  создает необходимые условия  ля их успешной деятельности

2. Государство определяет правовое  положение некоторых общественных  организаций

3. Деятельность общественных организаций  находится под охраной государства.

Такое сотрудничество и взаимодействие государственных организаций, в  том числе и частных. Способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе реальной демократии.

Функционирование политической системы  общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры  политической системы – государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент  государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы

 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.

 

  1. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Право и власть. М., 1990.

 

  1. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993.

 

  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.

 

5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., 1994. 6. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992.


Информация о работе Общество и государство