Общие закономерности возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:22, лекция

Краткое описание

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекции.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Конспект лекции: Общие закономерности возникновения  государства

 

Процесс возникновения  государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной  стадии к цивилизации.

Формирование  государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

- разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

- политические  предпосылки: от врагов защищаться  легче вместе;

- психологические  предпосылки: люди пришли к  осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

- идеологические  предпосылки – поклонение людей  одному Богу.

Закономерности  появления государства:

1) Необходимость  совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость  организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость  подавления сопротивления эксплуатируемых  масс;

4) Необходимость  ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

- Публичная  власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

- Население  прикрепляется к определенной  территории;

- Наличие территории;

- Налоги, на  которые существовало государство.

Государство –  это особая организация власти и  управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют  два способа возникновения государства:

- Европейский  путь происхождения;

- Восточный  путь.

За время  существования юридической, философской  и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства  принято относить:

1. теологическую  (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую  (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в  средние века. В настоящее время  она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Теократическая  теория имела под собой реальные факты: первые государства имели  религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической  теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

= вечны, незыблемы  и святы;

= их возникновение  и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями  воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять государство  и власть как данность, полученную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в средние  века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью  и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и  земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует  укреплению гражданского согласия  в обществе, усилению духовности;

- препятствует  насилию, революциям и гражданским  войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток  теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Современным инвариантом  теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная  теория возникновения государства

Основоположником  патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель  считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению  и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту  теорию государства как большой  семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая  из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

- монарх является  отцом всего народа;

- благосостояние  общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- король действует  во благо подданных, охраняет  и защищает их (как отец членов  семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и  незыблема;

- подданные  обязаны чтить короля и подчиняться  ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести  то, что она:

* способствует  сплочению общества; уважению, почитанию  государственной власти;

* культивирует  дух родства, братства, взаимосвязанности  членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

= в семье  существуют действительные родственные  связи, в то время как весь  народ (несмотря на наличие  определенной общности) вряд ли  правильно объявлять родственниками;

= монарх - представитель  публичной власти, отделенной от  народа, и его власть имеет  иную основу, чем власть отца  в семье (отец действительно  является основателем рода, монарх  же, если и основатель, то государства,  а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

= вряд ли  можно считать государство прямым  продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная  теория возникновения государства

Теория общественного  договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных  мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также  название естественно-правовой или  естественного права. В большинство  концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Суть  естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.);

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого  не случилось, люди заключили  "общественный договор", в силу  которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате  был создан институт согласования  интересов, совместной жизни,  взаимной защиты - государство.

Теория  общественного договора имела большое  прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

= сделан шаг  к созданию гражданского общества;

= фактически  выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа  и принадлежит народу;

= государственные  структуры, власть существуют  не сами по себе, а должны  выражать интересы народа, быть  у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство  и народ имеют взаимные обязательства  - народ соблюдает законы, платит  налоги, выполняет воинскую и  другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= в случае нарушения  государством своих обязанностей  народ может разорвать общественный  договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным  недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная  действительность; зачастую государства  возникали другими путями - войнами,  насилием и при наличии иных  условий;

- ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный  договор между всеми членами  общества маловероятен в силу  различия интересов и слишком  большого числа жителей государства,  физически неспособных знать  и учитывать интересы друг  друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Органическая  теория возникновения государства

Органическая  теория возникновения государства  была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также  учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи  с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.

Суть  органической теории в том, что государство  возникает и развивается подобно  биологическому организму:

- люди образуют  государство, как клетки - живой  организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

- между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные 

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства