Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:32, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является всестороннее изучение общих принципов права, для чего поставлены задачи:
– рассмотреть понятие и виды источников права,
– изучить понятие принципов права,
– рассмотреть классификацию принципов права,
– рассмотреть систему общих принципов права, в частности:
– содержание принципа демократизма и принципа справедливости,
– принцип равноправия,
– принцип единства прав и обязанностей и принцип гуманизма,
– принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.
Введение 5
1 Понятие и виды источников права 8
2 Понятие и классификация принципов права 17
2.1 Понятие принципов права 17
2.2 Классификация принципов права 19
3 Содержание общих принципов права 23
3.1 Система общих принципов права 23
3.2 Содержание принципа демократизма и принципа справедливости 28
3.3 Принцип равноправия 31
3.4 Принцип единства прав и обязанностей и принцип гуманизма 33
3.5 Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве 34
Заключение 38
Список использованных источников
Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации
от 28 октября 1999 г. № 14-П "По делу о проверке
конституционности статьи 2 Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О налоге
на прибыль предприятий и организаций"
в связи с жалобой ОАО "Энергомашбанк"39)
право добросовестного налогоплательщика
распоряжаться по своему усмотрению находящимся
в его частной собственности имуществом
обеспечивается гарантиями судебной защиты.
Позднее из смысла положения, содержащегося
в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, Суд вывел
презумпцию добросовестности налогоплательщиков,
действующую в сфере налоговых отношений
и не влекущую возложения на налогоплательщиков
дополнительных обязанностей, не предусмотренных
законодательством.
3.3
Принцип равноправия
Развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии является равноправие граждан. Принцип равноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом, он включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины. Данная статья во исполнение положений международных документов запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия "равенство". Последнее является материальной основой равноправия. Равенство - более широкое понятие, нежели равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Конституционное понятие равенства есть конституционный принцип социального равенства, выражающий социальные связи человека в Российском государстве. Данный принцип сопрягается с категорией социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Равноправие в нормативно-правовом смысле многопланово. Оно проявляется и как институт правового положения человека и гражданина, и как принцип правового государства, и как политико-правовая основа гражданского общества, особая форма (режим) достижения юридического равновесия на основе баланса интересов отдельных людей и их групп. Между тем права человека ни в коем случае не должны противопоставляться интересам общества и государства, без которых они не могут быть успешно реализованы. Их в состоянии обеспечить только эффективная государственность, целеустремленная политическая воля, продуманная система гарантий, надежная судебная защита. Такая иерархия ценностей закреплена в Конституции РФ, гражданском, уголовном, арбитражном процессуальном и гражданском процессуальном и иных кодексах. В частности, одной из задач Уголовного кодекса РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, а уже потом - общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации, окружающей среды. В Особенной части Уголовного кодекса РФ преступлениям против личности уделяется особое внимание (ст. 105-157). Это коренным образом меняет нравственную основу российской правовой системы в целом.
В
ранг конституционного принципа возведены
также такие важные понятия, как
честь, достоинство, неприкосновенность
личности, имеющие безусловное нравственное
содержание. Нравственные нормы и принципы
закреплены в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ:
"Достоинство личности охраняется государством.
Ничто не может быть основанием для его
умаления". Во второй части статьи зафиксировано:
"Каждый имеет право на свободу и личную
неприкосновенность". Положение о праве
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени закреплено в ч.
1 ст. 23 Конституции РФ. Эти же положения
(честь и достоинство личности, так же
как жизнь и здоровье, принадлежат гражданину
от рождения, они неотчуждаемы и непередаваемы
иным способом) отражены в ст. 150 ГК. Честь
и достоинство - важнейшие ценности, уголовная
ответственность за посягательство на
которые предусмотрена в гл. 17 Уголовного
кодекса РФ. Умышленное опорочение, унижение
чести и достоинства другого человека
при наличии предусмотренных в ст. 129 и
130 Уголовного кодекса РФ признаков являются
преступлением и квалифицируются как
клевета или оскорбление.
3.4
Принцип единства
прав и обязанностей
и принцип гуманизма
Принцип единства прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. На этот момент обращал внимание еще немецкий философ Г. Гегель (1770-1831), утверждая, что права и обязанности "соединены в одном и том же отношении, коррелятивны, прежде всего, в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы"40).
Принцип
гуманизма в широком смысле предполагает,
что исторически меняются воззрения
на общество и человека, но сохраняется
императив уважения к личности, ее достоинству
и правам. Идея гуманизма пронизывает
всю правовую систему демократического
общества, законодательство, правоприменительную
и правоохранительную деятельность. Принцип
гуманизма в Российской Федерации получил
конституционное закрепление в ст. 2 Конституции
РФ: "Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью". В этом принципе
отражаются взаимоотношения общества
и личности, он становится неотъемлемым
качеством законности, правосудия, уголовной
и уголовно-исполнительной политики государства.
3.5
Принцип сочетания
убеждения и принуждения
в праве
Принцип
сочетания убеждения и
В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности42).
В научной литературе часто понятие "государственное принуждение" употребляют как синоним понятия "правовое принуждение". Некоторые авторы усматривают между ними различия, хотя критерий разграничения этих понятий не совсем четко обозначен. В частности, А.И. Козулин полагает, что "государственное принуждение" - это основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства43).
Подобную позицию занимает и А.И. Каплунов, по мнению которого при разграничении понятий "правовое принуждение" и "государственное принуждение" за основу должен быть взят именно субъект принудительного воздействия44).
Государственное принуждение осуществляется государственно-властными органами, имеющими в своем распоряжении специальные силы и средства, а также их представителями, меры же правового принуждения могут применяться иными, специально уполномоченными на то законом субъектами. Однако более правильной представляется позиция профессора Н.А. Гущиной, которая отмечает, что "ключ для установления различий между государственным и правовым принуждением следует искать не в субъектах, а в сущностной природе этих социальных явлений. Важно учесть, что не всякое государственное принуждение, получив юридическое опосредование, обретает форму правового принуждения"45).
Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права, что позволяет исключить произвол, насилие. В ст. 21 Конституции РФ говорится о недопустимости насилия, унижающего человеческое достоинство. Наконец, государственное принуждение выступает как средство исправления и перевоспитания, а не как самоцель. Следовательно, оно содержит в себе черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Принуждение – сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные меры, меры юридической ответственности. Профессор В.К. Бабаев выделяет следующие виды государственного принуждения в зависимости от способов обеспечения условий существования общества и охраны правопорядка: предупреждение правонарушений и иных нежелательных для общества явлений; пресечение правонарушений; правовосстановление ранее нарушенного права; юридическая ответственность, заключающаяся в возложении на правонарушителя лишений личного или имущественного характера46).
Но в любом случае государственное принуждение преследует цель воспитания личности в духе уважения к закону и воздаяния за совершение правонарушающих действий.
Вступив в Совет Европы, Россия стала перестраивать свою правовую систему в соответствии с представлениями о принципах свободы, гуманизма, нравственности и справедливости, закрепленными в Конвенции о защите прав человека и основных свобод47).
Сегодня, более чем когда-либо, очевидно, что права человека, относительно которых существует угроза их неисполнения, должны получить закрепление в юридических нормах. Однако такое закрепление не ведет к автоматическому их соблюдению. Для этого необходимо решение другой важной проблемы - обеспечение в обществе режима законности. Там, где требования законности не реализуются, вообще бессмысленно говорить о праве и правах человека.
От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной деятельности. Они служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, но и критерием оценки их деятельности.
Нравственная
природа права, проявляясь в его
социальном назначении и функциях, выступает
активным инструментом преобразования
общества, достижения социальной солидарности
на основе поддержания моральных ценностей
и приоритетов.48)
Заключение
Итак, как мы выяснили, среди различных источников права важное значение имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.
Принципы права не являются по своему характеру произвольными началами или исходными положениями, пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.
Так, в зависимости от типа правовых систем принципы права классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической системам права. Выделяются также принципы права, свойственные переходным системам права от одного типа к другому.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Особенность последних заключается в том, что они, согласно утвердившемуся мнению, отвечают на вопросы типа: "как отражается в праве его фактически-социальная основа, каким образом воля господствующих классов возводится в закон и становится общеобязательной, какова структура права и каков характер правового регулирования общественных отношений". Строго говоря, специально-юридические права - это те же самые его социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.
В
соответствии с данным критерием
принципы права, распространяющиеся на
всю систему права и определяющие ее характер,
содержание, наиболее важные ее особенности
и черты, называются общими принципами.
Среди них обычно называют принципы социальной
справедливости, гуманизма, принцип равноправия,
законности в процессе создания и реализации
норм права, единства юридических прав
и обязанностей, принцип демократизма
и др.
Список использованных
источников