Органы власти и управления Новгородского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города созывали свои вечевые собрания.
Вече считалось высшим юридическим органом власти. Собираться на него имели право все свободные граждане мужского пола - от бояр до «черных» людей.

Содержание

Органы власти и управления Новгородского государства.
Основные черты судебного процесса по «Русской Правде».
Историко-правовая характеристика Конституции СССР 1924 г.
Личность в истории: Екатерина II.
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольна яИГиПР.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (в современном смысле слова – свидетели, очевидцы происшествия );

б) послухи (это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие доверия. Лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Историко-правовая характеристика  Конституции СССР 1924 г

 

Главной и, по существу, единственной предпосылкой создания Основного закона Союза Советских Социалистических Республик выступает возникновение этого государства. В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.

На II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года была утверждена Конституция СССР. Этим было продолжено оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. Главной целью ее принятия было отражение изменений произошедших после образования нового государства – СССР..

Конституция закрепила СССР как федеративное многонациональное социалистическое государство, созданное на основе добровольного объединения равноправных суверенных народов, исключающем национальный гнет и принуждение какого – либо народа к пребыванию в пределах этого государства, предоставления каждой республике права свободного выхода из Союза и свободного добровольного доступа других социалистических республик, которые могут возникнуть в будущем.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

- Конституция закрепила образование  СССР и незыблемость основ  Советской власти.

- Разграничила предметы введенья  между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

- Установила новый порядок организации  верховной власти и власти  на местах (Глава 3, 4, 5  и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

  • Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.
  • Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов.  При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.
  • Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.
  • Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.
  • Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах

Структура органов государственного управления претерпела существенные изменения. Были созданы единые общесоюзные комиссариаты: в целях обеспечения обороны страны – комиссариат по военным и морским делам; в целях выражения общих задач и интересов республик перед лицом других государств – комиссариат иностранных дел, в целях полной централизации внешней торговли на основе государственной монополии – комиссариат внешней торговли, в целях объединения транспорта и связи для обеспечения планомерного ведения народного хозяйства – народные комиссариаты путей сообщения, почт и телеграфов.

. Конституция СССР состояла  из двух разделов:

  • Декларации об образовании СССР
  • Договора об образовании СССР.

В Декларации были сформулированы причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие),особый характер национальной политики государства. СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции

В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Также договор содержит главы о предметах ведения верховных органов  власти СССР, о суверенных правах союзных республик и о союзном государстве, о съездах Советов, о ЦИК. О президиуме ЦИК, о СНК, о Верховном Суде, о народных комиссариатах СССР, об объединенном государственном политическом управлении, о гербе, флаге и столице СССР.

Конституция СССР 1924 года явилась результатом образования Советского Союза и его логическим завершением. Становясь открыто классовой, Конституция существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 г.

Конституция союзного государства, каким стал Советский Союз с 1922 года, исходила из концепции разделения суверенитета, то есть субъектами суверенных прав и обязанностей стали как сам Советский Союз, так и его члены, между которыми были построены гармоничные отношения. СССР взял на себя наиболее важные функции, обеспечивающие прочность государства и дальнейшее его развитие. Права Союза были исчерпывающе зафиксированы в законе. Остальные ничем не ограниченные возможности оставались за республиками - членами союзного государства.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Анализ содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Конституции РСФСР 1925 г.

Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была увенчана принятием нового Основного закона СССР, построенного на новых принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Личность в  истории: Екатерина II.

Екатерина II вошла в историю России как императрица-просветительница, родилась она 2 мая 1729 г. в немецком городе Штеттин (совр. территория Польши), а скончалась 17 ноября 1796 г. в Санкт-Петербурге.

9 июля 1762 года Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота.

Екатерина II вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина II осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья.

В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 Екатерина II объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования..

После окончания русско-турецкой войны 1768-74 и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ. В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917.

В 1785 Екатерина II издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа.

В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина II продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований.

Русско-турецкая война 1768-74 была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части ее территории.

С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. В последующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся в 1782 включением Крыма в состав Российской империи и подписанием в 1783 Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии ее присоединение к России.

Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией (1788-90), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Война с Турцией закончилась в 1791. В 1792 был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью. К событиям в революционной Франции Екатерина II первоначально отнеслась с определенной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики французских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность для всей Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список использованных источников
  1. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю. П. Титов. – М., 2010.
  1. История государства и права России: учебник/под ред.Ю.П.Титова.- М.: Проспект, 2006.
  2. Русская Правда. Краткая и Пространная редакция//Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.-М., 190.
  3. Владимирский -Буданов М.Ф. Обзор истории русского права.- Ростов н/Д: Феникс, 1995.
  4. История отечественного государства и права: учебник : в 2 ч./под ред. О.И. Чистякова.- М.: Юристъ, 2000.-Ч.1
  5. Исаев И.А. История государства и права России: учебник.-М.: Юристъ, 2011
  6. Кудинов О.А. История отечественного государства и права: конспект лекций.- М.: Ось-89, 2005.
  7. Сизиков М.И. Государство и право России в период утверждения абсолютизма (конец XVII- первая половина XVIII).- М., 1994
  8. Буганов В.И. Россия в XVIII столетии.- М.1989
  9. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года
  10. http://law29.ru/lib/mun-prav/1257
  11. http://www.studylaw.narod.ru/isaev/isaev_r25.htm
  12. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=116

Информация о работе Органы власти и управления Новгородского государства