Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Орган государства — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено (в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности) государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

Вложенные файлы: 1 файл

КР теория гос и права — копия.docx

— 33.55 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ № 3

  1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Орган государства — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено (в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности) государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной  власти является его принадлежность к государственному аппарату, так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа – считают государствоведы.1 В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что  орган государства — это особая юридическая организация (юридическое  лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.2

Орган государственной власти характеризуют  следующие признаки:

  1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место;
  2. действует от имени государства и по его поручению;
  3. образован и действует на основе нормативно-правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов);
  4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
  5. наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
  6. состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.),скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы;
  7. имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его компетенции. Компетенция (круг ведения) —это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций;
  8. осуществляют свою компетенцию тремя способами:
  • путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера);
  • путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
  • путем конкретно-организационной деятельности;

9) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

10) осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Только совокупность этих признаков  дает основание относить тот или  иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться  органом государственной власти (например, государственное учебное  заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных  признаков.

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

  1. по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (например, Президент, Государственная Дума, законодательные органы субъектов и пр.), и органы, формируемые другими государственными органами (например, Правительство, Конституционный Суд и пр.);
  2. по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать  имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и  гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного  надзора, органы надзора по ядерной  и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

  1. по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;
  2. по иерархии - на центральные, республиканские и местные;
  3. по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
  4. по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
  5. по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;
  6. по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
  7. по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое  количество классификаций государственных  органов, каждая из которых позволяет  познать определенную группу подобных органов.

Организация и функционирование органов  государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей  степени — конституционного. Установление системы органов государственной  власти и определение общих принципов  их деятельности — одна из основных задач конституции.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Республика — это форма  правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед  избирателями. Авторы «Теории государства и права» (2008г.) Чепурнова Н.М и Серегин А.В отмечают: власть осуществляется юридически ответственными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока  полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В некоторых учебных изданиях  выделяют такой вид республиканского правления как советское.

Парламентская республика – это форма правления, при которой ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентом и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Как правило, кабинет министров остается у власти, пока пользуется поддержкой парламентского большинства, в противном же случае он подает в отставку или через президента добивается роспуска парламента. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: президент республики является только главой государства, но не главой правительства, его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Так, в Италии президент  республики избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В Федеративной Республике Германия президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В Австрии, например, президент избирается сроком на шесть лет.

В отличие от парламентской  республики, в президентской –  ведущая роль в политической жизни страны принадлежит главе государства, который одновременно является и главой правительства. Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

Таким образом, основными признаками президентской республики являются:

1) внепарламентский метод  избрания президента;

2) ответственность правительства  перед президентом, а не парламентом;

3) запрет президенту распускать  парламент.

Классическим примером президентской  республики являются США.

Вместе с тем иногда встречаются смешанные формы республиканского правления, например, президентско-парламентские, как во Франции, где правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и Национальным собранием.

 Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом (Франция, Финляндия, Португалия). В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Социалистическая республика – это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871 г. (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.3

Основными признаками социалистической республики являются:

а) вся полнота государственной  власти сосредотачивается в руках  представительных органов государственной власти – Советов;

б) отрицается принцип разделения властей;

в) местные и государственные  органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения нижестоящих звеньев представительной системы – вышестоящим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Алексеев С.С. Общая теория права и государства. В 2-х томах / М., 1982.
    2. Малько А.В. Теория государства и права: учебник. —   М.: Юристъ, 2001.
    3. Теория государства и права: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
    4. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2008.
    5. http://www.0zd.ru/
    6. http://www.grandars.ru

Информация о работе Органы государственной власти