Основные аспекты деятельности уполномоченного по правам человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:12, лекция

Краткое описание

Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами".
Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органами должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Вложенные файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Основные аспекты  деятельности уполномоченного по правам человека в РФ

      Присяга  уполномоченного по правам человека:

      "Клянусь  защищать права и свободы человека  и гражданина, добросовестно исполнять   свои   обязанности,   руководствуясь   Конституцией   Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и голосом совести"

      Должность  учреждена  "в  целях  обеспечения   гарантий  государственной

защиты прав и свобод граждан,  их  соблюдения  и  уважения  государственными органами,  органами  местного   самоуправления   и   должностными   лицами".

Уполномоченный независим  и неподотчетен каким-либо  государственным  органами должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения  на  всей территории  РФ  или  на  ее  части  не  прекращает  и  не   приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

      Уполномоченный  обладает  неприкосновенностью   в  течение  всего  срока  полномочий и не может быть  привлечен к судебной  ответственности,  задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

      Уполномоченный  вправе  беспрепятственно  посещать  органы  власти   и

местного самоуправления, предприятия,  учреждения  и  организации,  воинские части,  общественные  объединения;  запрашивать   и   получать   необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного  самоуправления и   должностных   лиц;   знакомиться   с    уголовными,    гражданскими    и административными делами, включая  прекращенные.  Уполномоченный  пользуется правом  безотлагательного  приема  должностными   лицами   органов   власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений  и  организаций  независимо от   форм   собственности,    руководителями    общественных    объединений,  военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

      Должность   Уполномоченного  по   правам   человека,   назначаемого   и  освобождаемого  от  должности   Государственной  Думой   и   действующего   в соответствии с федеральным конституционным законом установлена  статьей  103 Конституции РФ.

      Федеральный   конституционный  закон  "Об  Уполномоченном   по   правам  человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в  силу 4 марта 1997.

      Расходы на деятельность  Уполномоченного   в  размере  30.045.300  руб. добавлены   в  бюджет-1998  законом  N100-фз  от  16  июля   1998   за   счет соответствующего сокращения  резервного фонда Правительства  РФ.

      Ниже перечислим функции уполномоченного  по правам человека в РФ.       Уполномоченный  рассматривает   жалобы  граждан  РФ  и   находящихся  на территории  РФ иностранных граждан и   лиц  без  гражданства   на  решения  или действия   (бездействие)   государственных   органов,    органов    местного самоуправления,  должностных  лиц,  госслужащих,   если   раньше   заявитель обжаловал их в судебном либо административном  порядке,  но  не  согласен  с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не  рассматривает  жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.

      Жалоба должна быть подана  Уполномоченному не позднее истечения  года со дня нарушения прав  и свобод заявителя или с  того дня, когда заявителю   стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать:

    - фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;

    - изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших  или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;

     - а также  сопровождаться копиями решений,  принятых  по  его жалобе,

рассмотренной в судебном или административном порядке.

      Жалоба не облагается госпошлиной.

      Жалобы лиц, находящихся в местах  принудительного содержания, просмотру администрацией  мест  содержания  не подлежат  и   в   течение   24   часов направляются Уполномоченному.

      Получив жалобу, Уполномоченный  вправе:

    • принять ее к рассмотрению;
    • разъяснить заявителю средства, которые  тот  вправе  использовать  для защиты своих прав и свобод;
    • передать   жалобу    государственному    органу,    органу    местного самоуправления или  должностному  лицу,  к  компетенции  которого  относится разрешение жалобы по существу;
    • отказать  в  принятии  жалобы  к  рассмотрению  (отказ   должен   быть

мотивирован).

      Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет  заявителя  о  принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует  об  этом  орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

      По результатам рассмотрения  жалоб Уполномоченный вправе:

      обратиться в суд с заявлением;

      обратиться в компетентные  государственные   органы  с  ходатайством  о

возбуждении дисциплинарного, административного производства  или  уголовного дела;

      обратиться в суд или прокуратуру  с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

      изложить  свои  доводы  должностному  лицу,  которое  вправе   вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;

      обратиться в Конституционный  суд с жалобой.

      Уполномоченный вправе принять меры в  пределах  своей  компетенции  по собственной инициативе:

      при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и  свобод граждан;

      в случаях, имеющих особое общественное  значение

      в  случаях,  связанных  с  необходимостью  защиты  интересов  лиц,  не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

      Должностные лица обязаны бесплатно   и  беспрепятственно  предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня  запроса.

Уполномоченный  обязан направляять органу  (должностному  лицу),  в  решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод  граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления  прав  и свобод.  Орган  (должностно   лицо),   получивший   заключение,   содержащее рекомендации, обязан в месячный срок  рассмотреть  их  и  о  принятых  мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.

      Уполномоченный  направляет  ежегодные   доклады  о  своей  деятельности Президенту,  в  Совет  Федерации  и  Государственную  Думу,   Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд  и  Генеральному прокурору. Он может направлять  в  Думу  специальные  доклады  по  отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае  грубого  или  массового нарушения прав  человека  Уполномоченный  вправе  выступить  с  докладом  на очередном заседании Думы.

      Порядок назначения и отставки  уполномоченного  регулируется  следующим образом.

      Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

      На должность уполномоченного  назначается гражданин  РФ  не  моложе  35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека  и  гражданина,  опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу  Президентом, Советом  Федерации,   депутатами   Государственной   Думы   и   депутатскими объединениями  в  течение  месяца  до   окончания   полномочий   предыдущего Уполномоченного.  Каждая  кандидатура  включается  в  список   для   тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее  30 дней  со  дня  истечения  полномочий  его  предшественника.   Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной  Думе  и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

      Уполномоченный не может  являться  депутатом  Думы  или  регионального законодательного   органа,   членом   Совета   Федерации,   находиться    на государственной службе, заниматься другой  оплачиваемой  или  неоплачиваемой деятельностью,  за  исключением   преподавательской,   научной   либо   иной творческой   деятельности.   Он   не    вправе    заниматься    политической деятельностью, быть  членом  партии  или  иного  объединения,  преследующего политические цели. Если он не прекращает такую  деятельность  в  течение  14 дней со дня вступления в  должность,  его  полномочия  прекращаются  и  Дума назначает нового Уполномоченного.

      Уполномоченный досрочно  освобождается  от  должности  Государственной Думой:

      - в случае нарушения им статьи  закона о деятельности  несовместимой   с

его статусом;

      - в случае вступления в законную  силу обвинительного приговора  суда  в

его отношении;

      - ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности

исполнять обязанности  по состоянию здоровья или иным причинам;

      - в случае подачи им заявления  о сложении полномочий.

      При этом новый уполномоченный  должен  быть  назначен  в   течение  двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

      Уполномоченный по правам человека  имеет свой аппарат. Уполномоченный  и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами  юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата  прописываются в федеральном бюджете  отдельной  строкой.  Уполномоченный  разрабатывает  и исполняет смету своих расходов самостоятельно.

      Уполномоченный утверждает структуру,  численность и штатное  расписание аппарата  и  утверждает  положение  о  нем.   По   вопросам,   связанным   с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

      При  Уполномоченном  может   создаваться  экспертный  совет   из   лиц,

обладающих  необходимыми познаниями в области защиты прав и  свобод  человека и гражданина.

      Указ Президента РФ N1587 от 4 августа  1994,  возлагающий  обеспечение деятельности Уполномоченного на аппарат  Комиссии  по  правам  человека  при Президенте  был  принят,  когда  должности  Уполномоченного  и  председателя Комиссии совмещал С.А.Ковалев, а закона об Уполномоченном еще не было.

      После  назначения  О.О.Миронова  к  концу  мая  1998  были   назначены

руководитель  аппарата ГОРОВЦОВ  Дмитрий  Евгеньевич  и  руководитель  службы информации  и  печати  МАТАСОВ  Михаил  Владимирович.  Оба  по   образованию историки (истфак МГУ), тел.292-18-42.

      Ежегодные   доклады   Уполномоченного   обязательно   публикуются    в

"Российской  газете". Специальные доклады  - по решению Уполномоченного  могут публиковаться в "Российской газете" и других изданиях.

      Уполномоченный   вправе   публиковать    принятые    им    заключения.

Периодическое печатное  издание,  учрежденное  с  участием  органов  власти, местного самоуправления, государственных  предприятий  или  организаций  или финансируемое целиком или частично  за  счет  государственного  бюджета,  не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

 

 

          История должности уполномоченного  по правам человека в РФ

 

 

      В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся  в  1990-1993  Конституционной

комиссией, упоминание о  Парламентском  уполномоченном  по  правам  человека

появилось с 1991 года.

      22 ноября 1991 года Верховный Совет  РСФСР  по  предложению  Президента

РСФСР Б.Н.Ельцина  принял Декларацию прав и  свобод  человека  и  гражданина,

последняя,  40-я   статья   которой   предусматривала   создание   должности

Парламентского  уполномоченного  по  правам  человека,  который  "назначается

Верховным  Советом  на  срок  5  лет,  ему подотчетен  и обладает  той же

неприкосновенностью,   что   и   народный   депутат    РСФСР".    Полномочия

Парламентского  уполномоченного и порядок их осуществления должны  были  быть

установлены законом. Это решение так и не было осуществлено.

      Проект  Конституции,  обсуждавшийся   с   мая   1993   Конституционным

совещанием  и  вынесенный,  с  некоторыми  модификациями,  на  референдум  12

декабря 1993, содержал лишь одно  упоминание  об  Уполномоченном  по  правам

человека - в статье о полномочиях Государственной Думы.

      Государственная  Дума  первого   созыва  назначила  Уполномоченного   по

правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного  соглашения,  которым

между думскими  фракциями  и  группами  были  распределены  также  должности

Информация о работе Основные аспекты деятельности уполномоченного по правам человека в РФ