Основные изменения в буржуазном праве новейшего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Новейшая история стран Западной Европы и Америки характеризуется не только существенными изменениями в политических системах, конституциях, государственном праве буржуазного общества, но и заметной эволюцией всей правовой системы. Обновления, которые произошли в праве стран Запада, особенно во II половине ХХ в., затронули как его форму, так и содержание, придали ему новые возможности активно воздействовать на общественную жизнь.
Современное право стран Запада отражает:
- глубинные процессы развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения общественных задач;
- углубляющиеся межхозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Изменения в системе и источниках буржуазного права в новейший период в буржуазных странах…………………………………………4
2. Изменения в источниках и системе прав …………………………....19
3. Развитие трудового права и социального законодательства в XX
веке……………………………………………………………………..24

4 Изменение в уголовном праве и уголовном процессе буржуазных
стран в новейший период……………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 65.38 Кб (Скачать файл)

     Уголовно-процессуальная практика США показывает, что лишь небольшое число уголовных дел рассматривается судом присяжных. Значительное большинство дел разрешаются в суммарном порядке.

Большие изменения претерпело уголовно-процессуальное право Франции. В 1958 г. был принят новый УПК, который значительно демократизировал процесс, усилил гарантии прав граждан, упростил судопроизводство, упорядочил деятельность следственных органов и суда. Уголовное дело по УПК 1958 г. возбуждалось прокурором на основе материалов полицейского дознания.

     Уголовный процесс состоял из следующих стадий: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство, обжалование в апелляционном или кассационном порядке. Процесс по уголовным делам по УПК 1958 г. во Франции имеет некоторые особенности: 1) Предварительное следствие проводится негласно следственным судьей под контролем прокурора. 2) Если прокурор согласен с выводами следственного судьи, то последний выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию (полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных). 3) Обвиняемый содержится в арестном дому, где знакомится с материалами дела. 4) После объявления приговора осужденный в арестном доме ждет решения по апелляции или кассационной жалобе. 5) Приговор вступает в законную силу по истече-нии срока, установленного для обжалования. Таким образом, в традиционно-классических отраслях права стран Запада в XX в. произошли столь серьезные изменения, что они придали новый облик модели права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изменения в источниках и системе прав.

 

    Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Обновление, которое произошло в праве капиталистических стран в XX в., затронуло как его форму, так и содержание. Это обновление связано прежде всего с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных ускоряющейся информационной и научнотехнической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострившимися старыми и вновь появляющимися социальноклассовыми противоречиями. Право стран Запада на современном этапе его развития отражает также изменившееся соотношение сил на мировой арене, усугубляющиеся международные хозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики. 
     В новейший период в праве буржуазных стран отчетливо проявился ряд новых черт, несвойственных ранним этапам развития капитализма. В то же время происходит постепенное видоизменение некоторых классических правовых институтов, которые в XVIII XIX вв. казались естественными и непоколебимыми, но и в настоящее время не в полной мере удовлетворяют потребности общественной жизни, не соответствуют возникающим в ней новым явлениям. 
     Итак, основное назначение права в современных условиях состоит в защите той социальнополитической структуры, которая сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, в сохранении этого общества и сложившихся в нем демократических традиций, трансформировав и приспособив его к новым общественным потребностям. Именно поэтому изменения в праве капиталистических стран в новейшее время, проявляющиеся не только в классовых, но и в общерегулятивных функциях права, связаны с объективным отражением в нем более высоких форм общественного производства, с необходимостью охраны окружающей среды, с осуществлением демографической политики и т.д. Обновляющееся право Запада обеспечивает проведение сильной социальной политики, сохраняет приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики. 
     Процесс развития права в одних буржуазных странах характеризовался высокой степенью правовой преемственности, в других  крупными реформами законодательства. Но в целом всем правовым системам современного капитализма присущи резкий рост правотворческой деятельности государственных органов, увеличение роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность. 
Право в капиталистических странах в XX в. отличается большой приспособляемостью, способностью регулировать общественные отношения при разных политических режимах. 
Новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли новые кодексы, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма. Так, в Италии вместо либерального УК 1889 г. был введен при фашистах новый УК 1931 г., в Испании вместо УК 1870 г. был принят УК 1932 г., в Мексике вместо ГК 1884 г.  ГК 1932 г., в Перу вместо ГК 1936 г.  ГК 1984 г. Во Франции УПК 1808 г. был заменен в 1958 г. новым уголовнопроцессуальным кодексом, в 1986 г. был принят новый гражданскопроцессуальный кодекс, а в 1994 г. новый Уголовный кодекс. 
     Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Во Франции правительство Четвертой республики только с 1951 г. по 1956 г. ввело в действие 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный, дорожный, публичного здравоохранения и др. Активизация кодификационной деятельности наблюдается с середины XX в. и в ряде других стран Европы и Латинской Америки. Тенденция к унификации и систематизации правового материала проявилась даже в странах англосаксонской системы, где право в целом остается не кодифицированным. Так, в США в 1926 г. был составлен федеральный Свод законов, который периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства. 
     В Англии, где в силу специфики становления статутного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным, в XX в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов.  
     В XX в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала резко увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств и другие виды административных актов стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Процесс нарастания роли административных актов ускорялся в случае ослабления парламентарной системы, выхода исполнительного аппарата изпод фактического контроля представительных органов, развития так называемого делегированного законодательства. В фашистских государствах (Германия 19331945 гг., Италия 19221943 гг.), а также при авторитарных режимах, правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя своими актами конституционные нормы. 
     В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Хотя в странах англосаксонской системы права (Англия, США, Канада и др.) резко сокращается сфера применения судебного прецедента и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства, число их попрежнему достаточно велико. При сокращении удельного веса прецедента возрастает правотворческая роль судебной практики. Так, в 1966 г. палата лордов в Англии приняла решение, согласно которому не считает себя связанной ранее вынесенными собственными постановлениями (прецедентами), а оставляет за собой право решать правовые вопросы по своему усмотрению. Решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедентов и в странах континентальной системы права.  
     Судебное правотворчество в США затронуло даже конституционное право. На основе конституционных доктрин Верховного суда отменялось прогрессивное законодательство федераций и штатов. Но одновременно в США появился и ряд прогрессивных судебных доктрин (запрещение сегрегации негров, признание равного избирательного права и др.), которые вели к демократизации отдельных институтов американского права. Вслед за США судебный конституционный контроль вводится в Италии, Японии, ФРГ и др. 
     Развитие государственного регулирования экономики привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского и др.) и к появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т.д. 
     Одновременно наметилась и другая тенденция: тесное переплетение гражданскоправовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно ослабление различий между публичным и частным правом. В ряде стран исчезает и дуализм частного права, отражавшийся в самостоятельном развитии гражданского и торгового права. Так, в Италии с 1942 г. действует единый гражданский кодекс, охватывающий все частное право. Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: "делового права" в США, "хозяйственного права" в Германии, "экономического права" во Франции. 
     Активный рост законодательства, связанного с регулированием экономической жизни, привел к усложнению, взаимодействию и сближению правовых систем различных государств, что способствовало определенному стиранию различий между англосаксонским и континентальным правом. 
     Характерной чертой эволюции права стран Запада после II мировой войны является возрастание воздействия международноправовых норм на национальное право буржуазных государств. Экономическая интеграция привела к формированию европейского права в рамках ЕЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие трудового права и социального законодательства в XX веке.

 

     Трудовое право как самостоятельная отрасль сложилось лишь в XX веке. Это объясняется нежеланием работодателей связывать себя нормами закона, регулирующими трудовые отношения. Но коллективная борьба вынудила власти пойти на издание новых законов о труде. Однако трудовое право XX в. отличается нестабильностью. Содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и сужения демократических прав трудящихся. В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший забастовки и стачки. Этот антипрофсоюзный закон был отменен в 1946 г. правительством лейбористов. В 1971 г. правительство консерваторов добилось издания закона о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов. Эта практика была отменена в 1974 г., что ознаменовало дальнейшую демократизацию английского трудового законодательства. Это законы о занятости, о равной заработной плате мужчин и женщин, о профессиональном обучении и др., они регламентировали охрану труда и технику безопасности, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, социальное страхование на случай болезни, инвалидности, родов и безработицы, порядок заключения коллективных договоров. Современное английское законодательство направлено на осуществление дешевого жилищного строительства, развитие здравоохранения и национального образования на охрану окружающей среды. Итак, Англия в настоящее время имеет наиболее развитое трудовое и социальное законодательство, под влиянием которого формировались соответствующие отрасли права в других странах мира, в частности в США. 
Долгие годы в США в сфере труда и социальных отношений доминировали расовая сегрегация и дискриминация. Качественные изменения в трудовом праве США стали происходить с середины 30х годов XX в., когда федеральная власть стала проводить социальную политику, основанную на принципе мира и справедливости. Этот принцип был реализован в следующих общефедеральных законах: Вагнера (1935 г.), Тафта Хартли (1947 г.), ЛэндграмаГриффина (1959 г.) и др. На их основе создавались законы штатов о труде. Трудовое законодательство, как федерации, так и штатов, определяет в основном общие направления и правила борьбы за установление условий труда. Условия и нормы труда регулируются в коллективных договорах. 
     Правовые начала регулирования трудовых отношений во Франции определяли два трудовых кодекса, изданных в 1910 г. и 1973 г. Эти французские памятники трудового права содержали общенормативную и специальную части. В начале 80х гг. в трудовой кодекс Франции были внесены существенные поправки, которые были посвящены организации деятельности государственных органов в сфере трудовых отношений, регламентации заработной платы и трудовых споров, разрешаемых специальными судами. 1959 г. ознаменовался во Франции появлением Кодекса социального страхования. Его нормы устанавливали пенсии и пособия в связи с болезнью, беременностью, травматизмом, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Кодекс гарантировал гражданам защиту на случай "социального риска". Вышеуказанные социальные выплаты регулярно индексировались. Государственное социальное страхование во Франции было основано на взносах предпринимателей и работников, а также на средствах, выделяемых государством. Кодекс предусматривал поддержку лиц, которые оказались в бедность или нищете. 
     В Германии в конце XIXначале XX в. широкое распространение получили так называемые "тарифные соглашения" между предпринимателями и наемными рабочими. Данная практика была юридически закреплена в ФРГ в законе о тарифных договорах (1949 г.). 
     В рассматриваемое время в Германии сложилось высокоэффективное социальное законодательство, лицо которого определял Социальный кодекс 1911 г. Главное достоинство кодекса в том, что он уравнял в правах рабочих и служащих, ввел обязательное социальное страхование. 
Таким образом, в конце XX в. ведущие страны Запада имеют исторически сложившееся высокоразвитое трудовое и социальное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изменение в уголовном праве и уголовном процессе буржуазных стран в новейший период.

 

     Углубление социальных  противоречий капитализма привело  к невиданному росту преступности  в буржуазных странах. Эта тенденция  находит свое выражение в увеличении  общеуголовной преступности и  в широком распространении организованной  преступности, росте преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Наблюдается связь преступности  с кризисными явлениями в социальной  и духовной жизни общества, с  особенностями психобиологических  характеристик правонарушителей. В  этих условиях власти стараются  изыскать более эффективные методы  борьбы с преступностью. С этой  целью все большее внимание  уделяется выработке новой и  всеобъемлющей государственной  уголовной политики. Она формулируется  и осуществляется в конкретных  странах поразному в зависимости  от структуры и динамики самой  преступности, от разработанности  криминологических и пенитенциарных  подходов, от степени активности  демократических сил общества  и их способности отстаивать  гуманистическую линию в уголовном  праве.                  Уголовная политика все в меньшей  степени сводится лишь к    уголовноправовому принуждению. Она  предусматривает также осуществление  целого комплекса социальноэкономических  и воспитательных программ, преследующих  криминологопрофилактические цели. 
     Необходимость усовершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой  влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций, созданных в XX в. в буржуазном уголовном праве и криминологии. Так, под влиянием социологического направления буржуазные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить "реадаптацию" преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условнодосрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры. 
     Новые уголовноправовые концепции находят свое отражение и в самой технике составления уголовных кодексов и законов, в совершенствовании их структуры, в устранении многих анахронизмов. Так, в Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Реформа уголовного права в ФРГ (1975 г.) закрепила отказ от традиционной для континентальной системы трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступления" и "проступки". В связи с усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных правонарушений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д. Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства. 
     В уголовном законодательстве некоторых стран появилась тенденция  к декриминализации, т.е. к исключению некоторых категории незначительных преступлений: 1) отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену; 2) в ФРГ законом 1973 г.  за сводничество, порнографию, проституцию и т.п. 
     Некоторые уголовные кодексы, принятые в буржуазных странах в XX в., в той или иной мере отказываются от постулата: нет преступления без указания на то в законе. В них появляется множество "каучуковых" статей с расплывчатыми диспозициями и санкциями, неопределенных составов преступлений, которые позволяют полицейским и судебным органам в случае необходимости расширять масштабы уголовной репрессии 
Более широкое распространение в буржуазных государствах получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать в дополнение к основному наказанию или помимо его превентивное тюремное заключение. Например, английский Закон об уголовном правосудии 1948 г. значительно расширил категорию дел, по которым к "привычным преступникам" может быть применено превентивное заключение, законами 1967 и 1973 гг. была предусмотрена возможность продления сроков такого заключения. Французское уголовное законодательство предусмотрело возможность признания лица "пожизненным рецидивистом" с соответствующими юридическими последствиями. 
     Уголовное право допускает преследование не только преступных действий, но и лиц, представляющих опасность для существующей государственной власти. В уголовное законодательство вводится понятие опасного или предделиктного состояния, и к лицам, находящимся в таком состоянии (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.), могут быть применены особые репрессивные санкции  "меры безопасности", "меры социальной защиты". 
     Реакционный характер институты "опасного состояния" и "меры социальной защиты" получили в условиях фашистских, диктаторских режимов, которые использовали их как орудие массовой репрессии. В фашистской Италии "меры безопасности", введенные в Кодекс полиции безопасности 1926 г., использовались правительством для преследования противников фашизма. Кодекс легализовал неограниченный произвол политической полиции, поскольку "опасными" мог быть объявлен широкий круг лиц, в том числе те, кто "критикуют действия государственных властей". 
     Применение "мер безопасности" судами было узаконено в Италии по УК 1931 г., где указывалось, что уголовный закон устанавливает те случаи, когда "меры безопасности" применяются "за действия, не предусмотренные законом в качестве преступных". По этому кодексу "социально опасным" могло быть признано лицо, которое является невменяемым или не подлежащим наказанию, но имеется вероятность, что "оно совершит новые действия, предусмотренные в законе в качестве преступных". Кодекс содержал большой перечень "мер безопасности": помещение в сельскохозяйственную колонию или работный дом, содержание в судебном реформатории, отдача под надзор, запрещение проживать в определенной местности и т.д. 
     В Германии с приходом к власти фашистов в ноябре 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления. По этому закону, лица, объявленные "опасными привычными преступниками", заключались в концентрационные лагеря, причем это заключение продолжалось "до тех пор, пока оно представляется необходимым с точки зрения задач, преследуемых данной мерой безопасности или исправления". Уголовное законодательство в фашистской Германии стало орудием осуществления их расистских идей, согласно которым преступность объявлялась "врожденным" свойством отдельных "неполноценных" лиц, а также целых народов и рас. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя. 
     В Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка в ст. 1 квалифицировал как политическое преступление участие в обществе, целью которого является "изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности". Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об "опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность. 
     В фашистской Италии закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отмененную по УК 1889 г. смертную казнь и предусматривал ее применение в случаях совершения государственных преступлений: за посягательство на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственных властей и т.д. Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением на срок от 15 до 20 лет. Многие из положений этого закона вошли затем в УК Италии 1931 г. Кроме того, в ст. 8 УК было дано общее определение политического преступления, под которое можно было подвести любое неугодное властям действие: "политическим считается всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина. Считается также политическим общеуголовное преступление, совершенное полностью или частично по политическим мотивам". 
     Террористический характер носило также законодательство о политических преступлениях в фашистской Германии (Закон о защите народа и государства от 18 февраля 1933 г., Закон о защите народа от измены и мятежных происков от 28 февраля 1933). 
     Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях не только в фашистских государствах, но и в странах с демократическими режимами. Так, в Англии в 19291933 гг. в связи с обострением политической борьбы правительство, используя Акт о возбуждении мятежа 1797 г., обрушилось с репрессиями против коммунистов. В 1934 г. правительство Англии приняло новый Закон о мятеже, который позволил карать любые формы революционной агитации. 
Серьезным ограничением демократических прав и свобод стало введенное в Англии в связи с событиями в Северной Ирландии чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 19741978 гг. парламентом были приняты специальные законы об ограничении терроризма. Казуистичные нормы этих законов позволили властям преследовать в качестве террористов участников забастовок, демонстраций, расовых столкновений и т.д. 
     В США уже с 20х годов в ходе кампании "травли красных" в большинстве штатов были приняты законы о преступном анархизме, о преступном синдикализме, "каучуковые" формулировки которых позволяли использовать эти законы для преследования коммунистов. В 1940 г. был принят федеральный закон Смита о регистрации иностранцев. В 1950 г. Закон о внутренней безопасности (Закон МаккаренаВуда) и явившийся дополнением к нему Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г., были направлены против коммунистических и иных прогрессивных организаций, объявленных "подрывными". Однако в условиях последовавшего подъёма демократического движения попытки применить эти законы против Компартии США не встретили поддержки в Верховном суде США в связи с их явной неконституционностью. 
     Под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения "подстрекательства к мятежу" в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает право граждан на демонстрации и иные публичные манифестации. Так Закон о контроле над преступностью на улицах 1968 г. позволяет рассматривать в качестве "мятежа" и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами. 
     После II мировой войны фашистское законодательство в ФРГ было отменено и восстановлено действие УК Германии 1871 г., который в дальнейшем был частично видоизменен. В 19691975 гг. он структурно был подразделен на общую и особенную части, которые подверглись дальнейшей гуманизации. Из текста УК 1871 г. были исключены отдельные составы преступлений (религиозные); некоторые хозяйственные преступления стали рассматриваться как административные и гражданские правонарушения; многие тяжкие преступления были заменены штрафными санкциями и др.  
Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения. В начале 80х гг. во Франции была отменена смертная казнь, срок тюремного заключения мог быть заменен выполнением "общественно полезной работы", конфискацией имущества. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовноправовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения. 
     Вторая половина XX в. ознаменовалась проведением реформы уголовного права в Англии. Закон об уголовном праве 1967 г. окончательно упразднил традиционное деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Гуманизация английского уголовного права выражалась в отмене смертной казни и каторжных работ, введении института условного осуждения. В рассматриваемый период значительно либерализировалась система наказаний в США. В некоторых штатах были приняты законы об отмене смертной казни. Общефедеральное законодательство предусматривало сохранение смертной казни лишь в случаях совершения тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступления 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных должна была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. 
     Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с разным режимом. Своеобразной альтернативой к лишению свободы является пробация. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под контроль специальной службы наблюдения.  
     В конце XX в. уголовная политика и право США направлены на борьбу со сравнительно новыми и опасными видами преступлений: с организованной преступностью, торговлей наркотиками, терроризмом, компьютерной преступностью и др. 
     Существенные изменения в XX в. прослеживаются и в уголовнопроцессуальном праве стран Запада. 
     Рост преступности, увеличение числа судебных дел, перегрузка и медленное их рассмотрение потребовали в XX в. реформирования судебной системы и уголовного процесса в Англии. Закон о судах 1971 г. ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.) и унифицировал деятельность судебных учреждений. Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. ввел в процесс институт адвокатов и государственного обвинителя по наиболее важным уголовным делам. Деятельность полиции по назначению обвинителя, производство арестов, обысков, изъятия предметов преступления, использование электронных устройств и компьютерных данных была узаконена и поставлена под контроль надзорных органов. 
Особое внимание было уделено реформированию суда присяжных. Отныне подбор присяжных осуществляется не шерифом, а специальными чиновниками, назначаемыми лордомканцлером. Вместе с тем наблюдается ограничение пределов действия обычной и демократической судебной процедуры. Это нашло свое выражение в так называемом суммарном судопроизводстве, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке. 
     Английские традиционные институты уголовнопроцессуального права были творчески восприняты и применялись в США, с учетом местных исторических условий и правовой культуры. Американский уголовный процесс складывается из нескольких стадий: 1) предварительное расследование, осуществляемое большим количеством должностных лиц и органов как на уровне штатов, так и на уровне федерации (полиция, ФБР, атторней и др.); 2) решение вопроса о предании обвиняемого суду. Во многих штатах обвинитель (атторней) сам предъявляет обвинение и направляет дело в суд. В федеральной системе и в некоторых штатах обвинения представляются Большому Жюри, состоящему из постоянных заседателей, которые и выносят вердикт о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и о передаче дела в суд. Если Большое Жюри отказывается вынести вердикт, дело против обвиняемого прекращается; 3) судебное разбирательство происходит в присутствии 12 заседателей и при участии свидетелей, экспертов, прокурора, адвоката и других необходимых лиц, при соблюдении состязательности сторон и презумпции невиновности подсудимого. Обязанность доказывания вины обвиняемого лежит на стороне. обвинителя, который должен убедить в своей правоте коллегию присяжных. При этом большое значение имеет правило допустимости доказательств (т.е. только тех из них, которые получены законным путем); 4) вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решает жюри присяжных, а не судья; 5) приговор оглашает судья. 
     Уголовнопроцессуальная практика США показывает, что лишь небольшое число уголовных дел рассматривается судом присяжных. Значительное большинство дел разрешаются в суммарном порядке. 
     Большие изменения претерпело уголовнопроцессуальное право Франции. В 1958 г. был принят новый УПК, который значительно демократизировал процесс, усилил гарантии прав граждан, упростил судопроизводство, упорядочил деятельность следственных органов и суда. Уголовное дело по УПК 1958 г. возбуждалось прокурором на основе материалов полицейского дознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     История новейшего времени с точки зрения государственно-правового развития характеризуется значительными изменениями, прежде всего современного буржуазного права - происходит эволюция всей правовой системы. Обновления, происшедшие в праве стран запада, особенно во второй половине ХХ в. затронули как его форму, так и его содержание, так и форму. Придавая праву возможность активно воздействовать на общественную жизнь. Право новейшего времени отражает:

- процессы развития самого капитализма, вступившего в пост индустриальную фазу, когда право активно используется для решения общественных задач;

- все углубляющиеся связи экономического характера, интеграционные процессы в сфере экономики и политики;

- унификацию права, прежде всего тех отраслей, которые регулируют имущественные отношения, имеющие содержанием гражданское право.

В странах Запада достаточно четко выделяются дальнейшее развитие двух правовых систем: англосаксонское романо-германское.

     В праве ряда западноевропейских стран все отчетливее проявляется влияние новых тенденций, связанных с инкорпорацией актов международно-правового характера, способствующей дальнейшему развитию процессов интеграционного характера в сфере экономики и политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Алексеев С.С.   "Государство   и  право.  Начальный  курс".

Москва, Юридическая литература, 1993 г.  

  1. Давид Р. "Основные правовые системы современности"., Москва

1988 г. 

  1. Лазарев В.В.  "Общая теория права и  государства".,  Москва

1994 г. 

  1. Решетников Ф.М."Правовые системы стран мира",Москва 1993.г 
  2. Синюков В.Н.   "Российская  правовая  система:  Введение  в

общую теорию"., Саратов 1994 г.

 

 

 


Информация о работе Основные изменения в буржуазном праве новейшего времени