Основные концептуальные модели соотношения права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Огромное значение эта проблема имеет для становления современного Российского государства. Для дальнейшего поступательного развития России необходимо создание таких условий, где право, государство и экономика будут органически взаимодействовать, и дополнять друг друга. На современном этапе развития Российское государство стоит перед сложным выбором дальнейшего пути.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства …………………………………………………………………………………...5
2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства ………………………………………………………………………..8
3. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права) …..……………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………........19
Список используемой литературы……………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

контроша по маулю № 15.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

4. В развитии  системы права. При этом истинная  роль современного государства  не сводится в данной сфере  к выпуску в свет определенного  количества нормативно-юридических  актов. Задача государства заключается  в том, чтобы: во-первых, обеспечить  приоритетную роль закона в  системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных  источников права- нормативного  договора, обычного права; в-третьих,  придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных  актов как между собой, так  и применительно к иным формам  выражения правовых норм; в-четвертых,  государство в определенной мере  «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частноправовой сферах.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь  с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств  обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что  государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

5. Достаточно  значимо представляется роль  государства в обеспечении реализации  права. Исторический опыт убедительно  свидетельствует о том, что  вне и помимо государства использование  его ресурсов, осуществление правовых  установлений было бы вообще  невозможно. Назначение государства  как раз и проявляется в  том, что оно своей деятельностью  призвано создавать фактические,  организационные, юридические предпосылки  для использования гражданами, их  организациями предоставленных  законом возможностей в целях  удовлетворения самых разнообразных  интересов и потребностей. Анемия  использованных, надзорных и судебных  структур государства, как об  этом свидетельствует отечественный  опыт, блокирует действие права.  Активность государства – необходимое  условие утверждения правовых  начал в общественной жизни.  Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

6. Государство  обеспечивает охрану права и  господствующих правовых отношений.  Государственное принуждение является  постоянно существующей гарантией,  которой подкрепляется право.  За этим всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама  угроза государственного принуждения  охраняет право. Тем самым упрочивается  правопорядок, создается режим наибольшего  благоприятствования для конструктивных  действий социальных субъектов.

7. Государство  оказывает мощную идеологическую  поддержку праву, превращает его  в официальную идеологию. Тем  самым государство способствует  восприятию права индивидуальным  и массовым правосознанием, что  позитивно сказывается на правовом  менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению  права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы  в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия  государства на право. И прежде всего  это обусловлено регулятивным потенциалом  самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Возможности  государства в этом плане не следует  переоценивать, ибо это всегда ведет  к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает  социальную ценность права. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этойпричине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях  развития национальной правовой системы  принципы, стратегические направления  и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих  интересов.

Институт  юридической политики конкретизирует общие ели задачи государственного строительства в сфере правотворчества, право реализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и другие. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым  условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

 

 

 

 

 

3.Воздействие  права на государство. Принцип  связанности государства правом (верховенство права).

          Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

        Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляется структурно государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется  в том, что оно создает юридические  гарантии против возможной узурпации  власти одной из ее ветвей. Таким  образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

С помощью  права определяется место, роль, функции  частей государственного механизма, их взаимоотношение с другими органами и населением. Для федеративного  государства четкое разграничение  компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов  членов федерации является необходимым  условием существования федерации  как единого, целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных  связей федеративного государства  чревата серьезными последствиями. И напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной  стороны, произволу федеральных  властей, а с другой – распространению  сперативизма в любых его проявлениях. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации  общества. Упорядочивая внутригосударственные  связи государства, право позволяет  обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

2. Известны  два метода, посредством которых  государство навязывает свою  волю обществу: метод насилия,  присущий тоталитарным государствам, и цивилизационное управление  социальными процессами с помощью  правового инструментария. Такой  метод органично присущ государствам  с развитым демократическим режимом.

Следовательно, государство не может вне и  помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку  оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование  обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право  навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в  принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для  общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

Обобщенно можно отметь ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  к государству:

а) право  воздействует на государство при  его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство  воздействует на граждан через право  и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства  и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным  образом тем, в какой мере оно  обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное  развитие личности, расширеннее ее свободы. С этой точки зрения ценность права, если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку;

б) право  легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных  и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством  права вводится в строгие рамки  юридических требований, приобретает  юридическую форму;

в) посредствам  права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы  вмешательства в частную жизнь  граждан;

г) право  закрепляет специфические интересы нации и народностей и тем  самым воздействует на государственную  власть в ее взаимоотношениях с нациями  и народностями. Для многонационального государства эта сторона воздействия  права является объективно необходимым  условием его (государства) существования;

д) правовая форма обеспечивает возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает  юридические гарантии отечественного поведения государства перед  населением;

е) право  выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими  государствами, мировым сообществом  в целом;

ж) право (и только оно) является средством  легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы  и формы государственного принуждения.

Принцип связанности государства  правом (верховенство права).

В свое время  юрист Рудольф Иеринг настаивал  на том, что «государство дает индивиду несравненно больше, чем право». Очевидно, трудно спорить с тем, что государство действительно много дает индивиду. Однако, как точно заметил уже Томас Гоббс, « тот, кто имеет всех защищать, обладает и властью всех угнетать». Государство, с этой точки зрения, выступает в двух противоположных ипостасях: как неотъемлемый гарант прав человека и как их потенциально опасный противник.

Современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать  вне права. Оно не в состоянии  разрушить объективно необходимый  правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Опыт истории убеждает: отказ от использования права всегда имеет  серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для  революционной смены существующего  строя.

Концепция права как раз и исходит  из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом. Оно выступает  мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право  выступает как сила, способная  подчинить государство. Образно  говоря, право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Влияние права на современное государство  столь значимо, что последнее  только и может существовать как  государство правовое. В современных  условиях связующая роль права в  отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая  закономерность: чем точнее право  отражает объективные потребности  общественного развития, тем в  большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется  результативно и исключительно  в интересах общества и отдельной  личности. Только будучи связанным  правом, государство может действовать  «свободно», а значит, соответствовать  своему историческому предназначению.

Государство творит законы, но творит их в соответствии с субъективными требованиями развития свободы в общественной жизни, поскольку  оно – именно государство, а не тоталитарная управляющая система, творящая насилие над гражданским  обществом. Право «производно» от государства  лишь в том смысле, что государство  своей силой защищает и гарантирует правоотношения. «Вместе с тем политическая организация силы является государством постольку, поскольку это сила, защищающая естественно-исторически складывающееся право и ограниченная этим правом». Справедливо замечено, что право немыслимо без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. То же можно сказать о государстве. Государство – не государство, если его институты и функции не ограничены объективной мерой свободы, обусловливающей содержание права. С этой точки зрения, «любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества».

Информация о работе Основные концептуальные модели соотношения права и государства