Основные концепции происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

В трактате "Политика" Аристотель подчеркивает естественный характер
возникновения государства. Вполне естествен и даже необходим союз между
мужчиной и женщиной; не менее закономерен для взаимного самосохранения
союз между теми, кого сама природа предназначила к господству и к
подчинению, то есть между господином и рабом. Из обоих этих типов
объединения возникает первая и основная форма общественного бытия –
семья. Объединение нескольких семей, имеющее прочный, долговременный
характер, приводит к возникновению более высокой формы общежития – селения
или общины (т.е. колонии семьи)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие государства…………………………………………………………...4
2. Предпосылки возникновения государства……………………………………11
3. Основные концепции происхождения государства………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

сгу.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Основные концепции происхождения  государства

Основным элементом  политической системы общества, его  политической организации является государство. Будучи закономерным продуктом исторического развития, оно обеспечивает политическую организованность общества и выступает важнейшим органом политической власти, осуществляющим управление. Возникнув в период разложения родоп л сменного строя, государство сразу же стало центральным объектом всех исследований общественных отношений. Самые первые теории общественного развития и исследования политики основное внимание уделяли изучению государства, Об этом свидетельствуют уже первые источники, дошедшие до наших дней, работы древнеиндийских, древнекитайских мыслителей, исследования античных философов.

Сложность проблемы изучения государства предопределяет и многообразие подходов, теорий, концепций. Даже проблема происхождения государства в истории социально-политической мысли не решается однозначно. Общепризнанным является лишь тот факт, что государство возникло как результат процессов, происходящих в структуре общества. К основным, наиболее распространенным теориям происхождения государства следует отнести следующие:

Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей, Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность государства предопределяет его вечность и неизменность. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попытки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассматривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упрочению позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской.

Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XVIII в. Роберт Филмер считал, что государство представляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интересах всего народа. Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, который автоматически переносится на функционирование новых общественных объединений. Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец (pater) руководит большой семьей. А государство — это прообраз большой семьи, где правитель — это отец, а подданные государства — его дети, которые должны его уважать, любить и ему подчиняться в соответствии с предписанием моральных норм.

Теория «общественного договора» объясняет возникновение  государственной власти соглашением между людьми. Наиболее распространена в западной философии. Эта теория берет свое начало в раннем буддизме (Мо-цзы). Некоторые ее идеи были высказаны Эпикуром, Лукрецием. Завершенную форму она принимает в Западной Европе в период развития буржуазных отношений в XYII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, И. Кант, И. Г. Фихте, А. Н. Радищев). Государство — это результат договора, заключенного между властелином и его подданными. В понимании сути государства эта теория у различных мыслителей почти неизменна. Основные различия у них сосредоточены во взглядах на причины заключения договора.

Т. Гоббс считал естественным состоянием человеческого  общества войну всех против всех. Постоянные конфликты в обществе вызывают необходимость  установления определенного порядка, новых взаимоотношений. Для этого необходимо наделить кого-то властью, чтобы регулировать все общественные отношения. Таким образом, был заключен «общественный договор», передающий атрибуты власти определенному лицу и регламентирующий поведение и деятельность всех остальных. Власть (по Т. Гоббсу) должна быть абсолютной и неизменной.

Дж. Локк считал, что естественное состояние в  силу неупорядоченности общественных отношений привело к необходимости заключения общественного договора. Но государство предполагает форму конституционного правления и правового регулирования отношений. Оно выполняет роль «ночного сторожа» по охране прав и свобод граждан.

Несколько иначе  трактовал этот процесс Ж. Ж. Руссо. Он считал, что человек, находясь в  гармоничных отношениях с природой, тем не менее, постоянно сталкивался с определенными трудностями. Кроме того, появление частной собственности привело к тому, что организация совместных форм жизни стала насущной потребностью. И люди были вынуждены заключить «договор всех со всеми», который принимает у него форму «народного суверенитета». Руссо идет дальше своих предшественников и считает, что этот договор может быть рас - тор гнут по воле народа, если его не удовлетворяет власть, или будут сильные злоупотребления ею.

Теория насилия, получившая особое распространение  в XIX в., исходит из того, что зарождение государственной власти начинается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти. Однако на практике подобные одноразовые акты установления государственной власти, как правило, создают новое государство на руинах уже ранее существовавшей государственной власти.

Марксистская  теория происхождения государства  основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном  обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и становились по мере своего развития государством.

Классической  работой, рассматривающей генезис  возникновения государства в рамках данного подхода, является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). Процесс становления и развития государства берет начало в классовых изменениях, происходивших в поздний период общинноплеменного строя. До тех пор пока это общество было в принципе экономически недифференцированным, а только разделено социально (скорее всего, с точки зрения престижа, а не различий в обладании имуществом и властью), основные его политические функции (оборона и поддержание внутреннего порядка) могли осуществляться коллективными усилиями, без создания для этих целей специализированных институтов. Так происходило потому, что не существовало антагонистических внутренних конфликтов, вынужденных навязывать волю одной группы другой. Племя выступало как единое целое и могло осуществлять эти интересы путем коллективных действий всех своих членов. Власть опиралась на авторитет старейшин, поддерживаемых в случае необходимости силой всех членов общества, и не требовала специального аппарата насилия.

Положение резко  изменяется, когда в результате развития производительных сил происходит разделение общества на классы. Оформившееся классовое деление общества привело к тому, что в силу обладания собственностью одна социальная группа могла навязывать свою волю другой. Тем самым сложились отношения «господства - подчинения», когда управление делами общества (а вернее государства) осуществляется в интересах экономически господствующего класса. По мере развития общественных отношений из среды господствующего класса выделяется отдельный, становящийся над обществом слой, который занимается сугубо управлением, т. е. происходит полное отчуждение власти от народа. Власть, приобретая форму обособленного аппарата управления, принимает политический характер.

Таким образом, формирование государства — это  естественноисторический процесс. Возникнув в период образования классов, оно по мерс укрепления социальной однородности общества будет утрачивать свое значение, так как «не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени его развития...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169). «Оно по своей сути представляет собой машину для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин). Социально однородное общество не будет нуждаться в такой машине.

Современная зарубежная политология предлагает и некоторые  другие концепции происхождения государства. В целом они связывают возникновение государства с формированием социального неравенства в обществе. Но конкретные причины становления государственности выдвигаются самые разнообразные.

Так, М. Дюверже  считает, что государственные структуры в своем генезисе обусловлены социально-экономическими условиями. Но основополагающим признаком государства у него является материальная мощь государства, включающая военную силу и судебнорепрессивный аппарат, с помощью чего оно навязывает свои решения гражданам,

Ж. Бюрдо считает, что государство не только продукт  осознанной деятельности людей, но и  результат комплекса сложившихся  материальных и духовных условий. Его деятельность представляет собой стремление к централизации власти и носит институционализированный характер.

М. Вебер определял  государство как «легализованное  насилие» и связывал его функционирование с осуществлением в обществе принуждения с целью реализации интересов определенной социальной группы (класса). Есть и другие трактовки сущЕюсти государства. Но все они не указывают конкретной причины возникновения государства, хотя так или иначе в качестве таковой рассматривают социально - экономические условия.

Сущность государства  и его основные признаки

Функционирование  государства в обществе преследует две основные цели:

1) «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества», т. е. управление делами всего общества;

2) «специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами», т. е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения».

При рассмотрении сущности государства, определении  его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику государства, которая включает следующие критерии:

1) социальное  назначение государства, его функции;

2) его организационную  структуру;

3) специфические  возможности права и полномочия  в сравнении с другими общественными  институтами;

4) характер отношений  с обществом, классами, нацией;

5) состав, структуру  и функции государственного аппарата.

Давая развернутую  характеристику государства, следует  учитывать его классовый характер, который проявляется в следующем; во - первых. государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса).

Государство как  основной элемент политической системы  общества характеризуют такие специфические  признаки или основные сущностные черты:

1. Наличие публичной  власти, т. е. особой группы  людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат.

Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру:

• органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые));

• правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т. д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды и т. п.);

• контрольные  органы, осуществляющие конституционный  контроль, экономический, финансовый и т. д..

2. Взимание налогов  с населения, необходимых для  содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета.

3. Территориальное  деление подданных взамен деления  по кровнородственному признаку. Г осударство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы в [раницах данной территории.

4. Определенная  система права, с помощью которой  государство охраняет собственность  господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.

5. Суверенитет  государства, который следует  рассматривать как внутренний  и как внешний. Внутренний суверенитет  проявляется в верховенстве и  неделимости политической власти. Внешний суверенитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене.

Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества:

• монополия  на принудительную власть в отношении  населения;

• универсальность  организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан;

• олицетворение  публичной власти и подчинение ссбс всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения;

• правовое регулирование  общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного  смысла;

• наличие специального профессионального аппарата, выполняющего основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами;

• обладание  суверенным правом издания законов  и правил, обязательных для населения;

• наличие права  и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества;

Информация о работе Основные концепции происхождения государства