Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 01:33, реферат

Краткое описание

Основная цель настоящей работы – определение основных прав профсоюзов в регулировании трудовых отношений, установленных современным законодательством о труде.

Вложенные файлы: 1 файл

основные права профсоюзов в урегулировании трудовых отношений.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

3. Предлагают меры по социальной  защите высвобождаемых лиц, закрепляют  эти

меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях  на основе

законодательства.

4. Мероприятия по ликвидации  организации, структурных подразделений,  полная

или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих

мест или ухудшение условий  труда, должны осуществляться работодателем  лишь

при предварительном уведомлении  об этом соответствующих профсоюзов не менее

чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и

интересов трудящихся.

5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением

законодательства в области  занятости.

6. Имеют преимущественное право  на ведение коллективных переговоров  с

работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров  и

соглашений и контролируют их выполнение

     2. Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной

деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права

работников. Участие профсоюзов в  нормотворчестве выражается и в  том, что

профкомы организаций участвуют  в создании локальных норм трудового  права,

повышающих по сравнению с законодательством  социальные гарантии для работников.

Профсоюзы, согласно п. 1 ст. 11 Закона о  них, вправе выступать с

предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти

законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой

сферы.Права профкома организации широко предусмотрел Трудовой кодекс РФ в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права.

При этом права профкома классифицируются по объему прав в правоприменении на 4 вида:

     1. Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и

заключение коллективного договора, определение кандидатов ни Доску  почета, в

Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам за выдающиеся

результаты в труде, распределение  жилплощади, установление 5-ти или 6-тидневной рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет) и др. В совместных правах воля администрации и профкома одинаковы как по их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов.

     2. Права согласительного характера, когда норма права применяется

волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом.

Согласительного характера прав у  профкома много: согласия профкома на перевод членов профкома на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряд других правоприменительных действий  администрации лишь с согласия профкома (

     3. Права совещательного характера, когда администрация

осуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов

за определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать  свое

мнение, рекомендации по данным правоприменительным  действиям администрации.

     3. Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12

Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В  той области

профсоюзы имеют следующие права:

1. Принимать участие в разработке  государственных программ занятости,

предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в

результате реорганизации или ликвидации организации.

2. Вносить в правительство республик  в составе РФ, местные орган  власти

предложения о, перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников.

3. Осуществлять защиту социальных  гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.

4. Соответствующие органы профсоюзов  должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием

организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления,

работодателя.

5. Органы управления, работодатели  по предложению профсоюзов проводят

взаимные консультации по проблемам  занятости. По их итогам могут заключаться

соглашения о мерах по содействию занятости.

6. Профсоюзные организации, их  выборные органы вправе требовать  от

работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

7. Предложения профсоюзных органов  в связи с массовым высвобождением

работников, направленные в соответствующие  органы власти и управления и

работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны

активно использовать на всех уровнях  социально-партнерских отношений.

Закон «О коллективных договорах и  соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально

партнерские соглашения на всех их уровнях  и осуществлять контроль за их

выполнением.

4. Права профсоюзов, первичных профсоюзных  организаций на ведение

коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров  и

контроль за их выполнением

1. Профсоюзы, их объединения  (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных

организаций разных профсоюзов, их представительство  в коллективных

переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом

количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров  и заключение соглашений и коллективных

договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

2. Работодатели, их объединения  (союзы, ассоциации), органы исполнительной

власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации,  профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),

органами исполнительной власти и  органами местного самоуправления условий

коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации,

профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

     5. Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в  формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением

законодательства в этой сфере.

6. Права профсоюзов на участие  в коллективных трудовых спорах  и их

урегулировании

Профсоюзы вправе участвовать в  урегулировании коллективных трудовых споров,

имеют право на организацию и  проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, используя их как средство защиты социально-

трудовых прав и интересов работников.

7. Права профсоюзов на осуществление  профсоюзного контроля за соблюдением

законодательства о труде

1. Профсоюзы имеют право на  осуществление профсоюзного контроля  за

соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и

времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а

также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых

работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения

выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

2. Для осуществления профсоюзного  контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые

наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми

профсоюзами.

3. Профсоюзные инспектора труда  вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

     8. Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране

труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей

природной среды.

1. Профсоюзы вправе участвовать  в формировании государственных  программ по

вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в  разработке

нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда,

профессиональных заболеваний  и экологической безопасности.

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный  контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места.

3. В случаях выявления нарушений,  угрожающих жизни и здоровью  работников,

профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда

вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений  и

одновременно обратиться в Федеральную  инспекцию труда для принятия неотложных мер.

4. При невыполнении требований  по устранению нарушений, особенно  в случаях

появления непосредственной угрозы жизни  и здоровью работников, профсоюзные

органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от

работодателя, органа управления организацией, должностного лица

приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной

инспекцией труда. Работодатель, должностное  лицо обязаны незамедлительно

выполнить такое требование.

5. Профсоюзы вправе участвовать  в экспертизе безопасности условий  труда на

проектируемых, строящихся и эксплуатируемых  производственных объектах, а

также в экспертизе безопасности проектируемых  и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

9. Право профсоюзов на участие  в подготовке и повышении квалификации

профсоюзных кадров

Профсоюзы вправе создавать образовательные  и научно-исследовательские

учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации

профсоюзных кадров и обучение профсоюзных  работников и членов профсоюза.

Профсоюзные образовательные и  научно-исследовательские учреждения могут

частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в

установленном порядке.

10. Права профсоюзов на участие  в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации

комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества,

включая объекты социального назначения.

Профсоюзы  управляют находящимися  в их ведении  домами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами,  спортивными базами и другими оздоровительными, культурно-просветительскими, научными и образовательными

учреждениями. У профсоюзов есть своя собственность на эти учреждения. Кроме

того в собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания,

строения, сооружения, приобретаемые  ими в процессе приватизации, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

     III. Гарантии прав профсоюзов

Для успешной реализации профсоюзами  предоставленных им прав законодательство

предусмотрело материальные и юридические  гарантии этих прав, а также

Информация о работе Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений