Основные правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема была выбрана мной в связи с ее актуальность и познавательностью. В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Различие между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых таковых, которых не так уж и много. Поэтому возможно группировка правовых норм в семьи, подобно тому, как это делают и другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и выделяя семьи. Возможна группировка правовых систем современности на несколько видов, но отсутствует единое мнение о том, каким путем должна быть проведена эта группировка и какие «семьи права» мы признаем в итоге. Одни стремятся провести классификацию, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии различных источников права. Другие считают, что классификация не может основываться на второстепенных технических свойствах, и выдвигают на первый план тип общества, который стремится создать с помощью права. Существенные признаки позволяют выделить в современном мире три главные группы правовых систем: 1) романо-германскую правовую семью; 2) англо-саксонскую правовую семью; 3) семью социалистического права.
Целью данной работы является рассмотрение основных правовых систем современности, источников и структуры современного права.

Содержание

Введение _____________________________________________________ 3
1. Понятие правовой системы и правовой семьи ____________________ 4
2. Романо-германская правовая система ___________________________7
3. Англо-саксонская правовая система ____________________________10
4. Особенности российской правовой системы _____________________18
Заключение __________________________________________________23
Список использованной литературы _____________________________ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и право курсовая.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

Постоянно возрастающее число законов в  США все более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования  и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или  законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное  собрание действующих законов федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности российской правовой системы.

Становление и развитие российской правовой системы  происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой  правовой системы.

Согласно  естественно-правовой доктрине юридические  свойства субъекта права принадлежат  человеку от рождения - никто ему  их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции  РФ признано, что «человек, его права  и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это  — юридическое закрепление положения  о том, что человек есть основание  и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты — организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства  суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой  из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должностных  лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции  РФ). Защита прав и свобод человека и  гражданина — основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность — российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, основания правовой системы вырастает государственность в целом.

Сказанное вполне логично для правового  государства, где право выступает  первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право — государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое  передает государству часть своих  прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности  сегодня являются:

1) построение  такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека  как высшей ценности;

2) отработка  системы реального воздействия  человека на государство через  институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии  становления. Обе задачи глобальные  и долговременные. От их решения,  однако, будет зависеть реальность  рассматриваемого здесь положения  о субъекте как центре и  основе российской правовой системы.  В настоящее время это —  лишь идеал, цель нашего политико-правового  развития.

Не менее  важный элемент правовой системы  — правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и  может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное  сознание становится правовым лишь после  того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности  в качестве основы жизнедеятельности  и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии  за правонарушения, формальном равенстве  и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве  конфликтов и др.

Следующий компонент правовой системы —  правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов  государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую  деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в  нормативно-правовую систему включаются юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского  общества.

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую  нужно решить в ходе правотворческой  деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой  нормативно-правовой системы (системы  законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал  жизнедеятельности: переход от государственной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Третьим видом юридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций и органов, складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание — стремиться и желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

Последним по счету, но не по значению, является такой  компонент правовой системы, как  нормативно-правовые акты — писаное  право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки  зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр  правовой системы, а с позиции  сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей  работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически  некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные  конкретно-исторические обоснования  и пределы.

Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон о замене военной службы альтернативной гражданской службой суды при обращении к ним граждан, вероисповеданию которых несение военной службы противоречит, должны будут ссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции РФ. И такая практика уже имеется. В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения.

Сегодня в России идет процесс становления  частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые  заключили между собой частные  лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как  в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным интересам" других лиц.

Принципиально новым феноменом в истории российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема коллизионное право. Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская  правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных  реформ. При этом основным направлением ее развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

 

   Заключение.

Итак, в  данной работе мною была рассмотрены  общие характеристики современных  правовой систем.  Хочу  отметить что,  любая правовая система имеет свои плюсы и свои минусы. Так одним из плюсов Романо-германской правовая системы состоит в том, что она четко кодифицирована, с ней легче работать в юридической практике. С другой стороны, так как ее основа состоит из законов, она менее гибкая, чем, например, англосаксонская правовая система, где основную роль играют прецеденты.

Что касается российской правовой системы, то в настоящее время можно констатировать существенные изменения, которые происходят на данном этапе. Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе общего права. Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности.

  Действующая в Российской Федерации правовая система содержит реальные государственно-правовые механизмы ее эффективного построения при надлежащем их использовании и применении в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности. Указанные механизмы способствуют устранению юридических коллизий и правовых пробелов, путем создания стройной системы законодательства, с одной стороны, и развития прецедентного права - с другой.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Алексеев С.С. Общая теория  права. В 2-х томах. - М., 1981, 1982.

2) Алексеев С.С. Теория права:  Учебник.2-е изд. - М.: БЕК, 1995.

3) Венгеров А.Б. Теория государства  и права. Ч. 2. теория права. - М., 1996.

4) Давид Рене. Основные правовые  системы современности. - М: Прогресс, 1988.

5) Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности. Учебное пособие по теории государства и права. - М.: Юристъ, 2000.

6) Жидков О.А. История буржуазного  права. - М., 1971.

7) Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981.

8) Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - М., 1978.

9) Косарев А.И. Римское право. - М., 1983.

10) Лярская Н.С. Правовые системы и экономика: сравнение англосаксонского и романо-германского права//Экономическая теория преступлений и наказаний. №6, 2000.

11) Матузов Н.Н., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1997.

12) Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. - М., 1995.

13) Проблемы теории права и  государства / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юрайт, 1999.

14) Решетникова Ф.М. Правовые  системы стран мира. - М.: Юрид. лит., 1993.

15) Саидов А.Х. Введение в основные  правовые системы современности. - Ташкент: Фан, 1988.

16) Саидов А.Х. Сравнительное  правоведение и юридическая география  мира. - М.: ИГПАН, 1993.

17) Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов, 1994.

18) Теория права и государства:  Учебник для студ. и аспирантов  юрид. вузов и факультетов/ Под ред. Г.Н. Манова. - М.:БЕК, 1996.

19) Теория государства и права.  Курс лекций / Под редакцией Н.И Матузова. - М.: Юристъ, 2000.

20) Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного  правоведения. - М., 1996.

21) Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.

 

 

 

 


Информация о работе Основные правовые системы современности