Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 10:55, контрольная работа
Краткое описание
В современном мире каждое общество имеет свое право. Свое право имеют любые, даже негосударственные общности: каноническое право, индусское право и т.д. Существует также и международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешне торговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует разную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2 1.Право и правовая система…………………………………………………..3 2.Принципы правотворчества………………………………………………...5 3.Виды правотворчества……………………………………………………...8 4.Стадии и структура правотворческого процесса…………………………12 Заключение……………………………………………………………………15 Список использованной литературы………………………………………..16
Вместе с тем без связи с правоприменителем
законодательный орган не будет знать
результата своего труда, не сможет судить
об эффективности принятых решений, корректировать
свою работу. Правоприменительная практика,
как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки
и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие
потребности
7
3.Виды правотворчества.
В целом
можно выделить три вида правотворчества:
Правотворчество компетентных государственных
органов. Представляет собой разветвленную
деятельность всех органов государственной
власти и управления, в результате
которой формируется система
законодательства. Юридическая сила
нормативного акта, принятого тем
или иным органом, соизмеряется
его компетенцией в иерархической
структуре механизма государства.
Результатом правотворчества государственных
органов могут быть законы
и различного рода подзаконные
акты.
Референдум. Проводится по наиболее важным
вопросам государственной и общественной
жизни. С его помощью народ осуществляет
свою власть непосредственно. Итоги референдума
окончательны, не подлежат никакому утверждению
Санкционированное правотворчество.
Разрешенная государством правотворческая
деятельность должностных лиц
и некоторых негосударственных
органов и учреждений, результатом
которой являются исключительно
подзаконные нормативные акты
или правовые предписания, изданные
по вопросам, составляющим их
компетенцию.
На виды правотворчество делится
по следующим критериям:
Регламенты правотворчества различных
органов, регулирующих процесс подготовки,
обсуждения, принятия и вступления
в силу правовых актов. В них
определяются стадии движения
проекта акта, виды совершаемых
с ним необходимых действий, конкретные
субъекты, принимающие участие в
каждой стадии, их права и обязанности
и процедурный порядок взаимоотношений
между ними. Регламенты
8
законодательной власти федерального
и регионального уровней по сложности
и объему неодинаковы. Наибольшей сложностью
отличаются регламенты палат парламентов,
что связано с многочисленностью этапов,
процедур законодательного процесса.
Субъект правотворчества - орган
или общественное формирование, правомочия
которого на принятие соответствующего
правового акта определяются конституционным
или иным законодательным статусом. Только
такому субъекту принадлежит инициатива
подготовки и принятия нормативно-правового
акта, либо реагирования на правотворческую
инициативу других правомочных субъектов
- например, Президента Российской Федерации,
депутатов Государственной Думы, Конституционного
суда. Законодательная инициатива может
принадлежать и общественным объединениям,
группам или отдельным гражданам. Рассмотрение
предложений последних в зависимости
от установившейся между ними правовой
субординации носит либо обязательный,
либо рекомендательный характер.
Относительное определение
темы, структуры, объема и содержания будущего
правового акта. Такой подход позволяет
избежать ненужного смешения в повседневной
практике различных видов нормативно-правовых
актов.
На основании рассмотренных
критериев, учитывая иерархию правовых
актов, можно выделить, пять обособленных
видов правотворчества.
Законотворчество - это законодательный
процесс, связанный с прохождением стадий
и с действиями по подготовке, обсуждению
и принятию законов. Закон не противоречащий
конституции, нормативно - правовой акт
высшей юридической силы, призванный регулировать
важнейшие общественные отношения, принимаемый
законодательным
9
органом в установленном правом
порядке.
Корпоративное нормотворчество.
Осуществляется в соответствии с законами
об акционерных обществах (сельскохозяйственной
и производственной кооперацией, жилищной
кооперацией, садовым товариществом).
Подзаконное правотворчество.
К нему относится правотворческая деятельность
президента, правительства и иных органов
исполнительной власти. Ему присущи свои
особенности. Во-первых, он сообразуется
с предписаниями законов. Во-вторых, для
него не характерна многоступенчатость
законотворческого процесса. Подзаконное
правотворчество более оперативно и отличается
динамичностью. В-третьих, каждый орган
сам определяет порядок подготовки, перечень
обязательных процедур, согласования,
рассмотрения, принятия, подписания правовых
актов.
Нормативные договоры. Их также
следует отнести к самостоятельному виду
правотворчества. Таковыми являются внутрифедеральные,
управленческие конституционного характера
договоры и соглашения, самостоятельно
заключенные между собой различными государственными
органами.
Прямое, непосредственное правотворчество.
Данный вид отличают следующие признаки:
а) оно проводится по инициативе групп
граждан, части населения; б) единство
воли участников референдума является
исключительным и прямым правообразующим
источником конституционного закона или
иного нормативно-правового акта; в) итоги
10
референдума являются окончательными,
не подлежат какому-либо утверждению и
обладают наивысшей юридической силой;
г) итоги референдума по проблемам правотворчества
и государственного строительства являются
обязательными.
Становление новой
правовой системы без ведомственного
нормотворчества невозможно, поскольку
из законов, которые должны регулировать
наиболее важные общественные
отношения, нельзя делать подробные
инструкции, регламентирующие отдельные
детали поведения субъектов. В
связи с этим актуальной проблемой
теоретического и практического
плана является разработка современной
модели концепции ведомственного
нормотворчества, которая не имела
бы ничего общего с тоталитарным
типом ведомственного нормотворчества.
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что правотворчество является
довольно сложным процессом. Оно имеет
конкретные цели, основывается на весьма
четко определенных принципах и подразделяется
на виды.
11
4.Стадии и структура правотворческого
процесса.
Как и любое социальное
явление, право, имеет свою функцию.
Для нормального функционирования общества
необходим регулятор, который поддерживал
бы определенный порядок в разрозненных
общественных отношениях и обеспечивал
их взаимосвязь и взаимодействие. Таким
регулятором, на наш взгляд, является право.
Выполняя функцию стабилизации
общественных отношений, оно в то же время
выступает связующим звеном между государством
и обществом, позволяя им взаимодействовать
друг на друга.
Обращаясь к проблеме социальной
обусловленности правовых явлений, ученые
вводят в оборот науки понятие "факторный
анализ". При этом отмечается, что социальная
эффективность реализации права зависит
от полноты и точности выявления, изменения
и учета факторов, отражающих потребности
в правовой регламентации. Это указывает
на важную взаимосвязь, на общественную
обусловленность правовых норм, первичность
экономических и иных общественных отношений
по сравнению с правовыми нормами.
Границы государственного воздействия
могут быть рассмотрены с двух сторон:
его возможности и его необходимости.
Верхний предел правового регулирования
общественных отношений является пределом
возможного. Отношения, находящиеся за
ним, находятся вне досягаемости государственной
власти, и регулируются иными, не правовыми
нормами (природные факторы, закономерности
общественного развития, уровень экономики
и т.д.).
Нижняя граница необходимость
вмешательства определяется важностью
для государства тех или иных общественных
отношений. Этот
12
предел является наиболее шатким.
Существует множество общественных отношений,
эффективность которых поддерживается
путем саморегуляции, посредством взаимодействия
норм морали, обычаев и других не правовых
регуляторов. Следует иметь в виду, что
нарушение государством границ, пределов
правового регулирования приводит, в конечном
счете, к нарушению эквивалентного характера
отношений, равенства их участников.
Закономерно было бы рассматривать
правотворчество как часть процесса правообразования.
Правотворчество - сложное социальное
явление, имеющее управленческую природу.
Это одна из форм государственного руководства
обществом. Как любой социальный процесс
- это сознательная, целенаправленная
деятельность, осуществляемая через право
и правовые нормы. Говоря о правотворчестве
как о явлении социальном и юридическом,
нельзя его ограничить лишь изданием нормативных
актов. Оно охватывает более широкий круг
процессов: подготовка нормативного акта,
выявление потребностей в правовом регулировании
тех или иных правообразующих общественных
отношений, направление и характер регулирования.
Становление правовой системы
- это процесс, который происходит поступательно,
т.е. через создание отдельных нормативных
актов. Нормативный акт - это завершающее
звено и непосредственный результат правотворческой
деятельности. Значит, правотворческий
процесс есть порядок последовательных
операций, в результате которых в правовую
систему вливается новый элемент.
Логично было бы сделать вывод
о том, что в процесс правотворчества не
следует включать организационные действия,
содействующие непосредственной правовой
работе над нормативным актом. В частности
к правотворчеству не относится деятельность
по учету, анализу и обобщению
13
предложений о совершенствовании
законодательства, организационные мероприятия
по совершенствованию работы правотворческих
органов и т.д. Собственно правотворчество
- это деятельность по подготовке, обсуждению,
утверждению и опубликованию нормативных
актов, совершаемая компетентными органами.
Любой процесс, в том числе,
и правотворческий, протекает в определенных
формах и может быть разбит на стадии или
этапы.
14
Заключение.
В нашей работе мы выделили
такие правовые семьи как: семья общего
права, романо-германскую семью, обычно-традиционную
семью, мусульманскую семью, индусскую
семью, славянскую семью.
Российская правовая система
как наиболее мощная и влиятельная из
всех прежних социалистических правовых
систем находится сейчас в открытом для
обмена идеями, опытом и взаимодействия
с любой правовой системой переходном
состоянии. При этом основным направлением
ее развития является построение правового
государства на базе развитого гражданского
общества, где центральным звеном, высшей
ценностью выступали бы права человека,
реально обеспеченные, гарантированные
и защищенные.
Под правовой системой понимается
совокупность внутренне согласованных,
взаимосвязанных, социально однородных
юридических средств (явлений), с помощью
которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее
и стабилизирующее воздействие на общественные
отношения, поведение людей и их объединений
(закрепление, регулирование, дозволение,
обязывание, запрещение, убеждение и принуждение,
стимулирование и ограничение, превенция,
санкции, ответственность и т.д.).
В завершение работы хотелось
бы подчеркнуть, что каждая правовая система
представляет собой уникальную индивидуальность,
в значительной мере обусловленную соответствующим
уровнем развития культуры, и варьируется
в зависимости от особенностей культуры.
15
Список использованной
литературы.
Алексеев С.С. Право: Азбука – Теория
– Философия / С.С. Алексеев – М.: Юрист,
2005.
Бержель Ж.Л. Общая теория права / Под редакцией В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.
Венгеров А.Б. Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов. – 4-е изд.
– М.: Юриспруденция, 2007.
Керимов Д. А. Методология права (предмет,
функции, проблемы философии права). М., 2007.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства:
Учебник Под редакцией В.В. Лазарева – 3-е изд.,
переработанное и дополненное – М.: Юрист,
2006.
Марченко М.Н. Теория государства и права:
Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., переработанное
и дополненное – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический
справочник/ Ответ редакции – Доктор юридических
наук, профессор А.Я. Сухарев – М.: Норма,
2005.
Российское государство и правовая система:
современное развитие, проблемы, перспективы / Под редакцией
Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.