Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности происхождения государства и права.
В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права 5
Глава 2. Теории происхождения государства и права 8
2.1 Теологическая теория 8
2.2 Патриархальная теория 9
2.3 Органическая теория 10
2.4Теория насилия 12
2.5 Психологическая теория 14
2.6 Теория общественного договора (Договорная теория) 15
2.7 Ирригационная теория 23
2.8 Материалистическая (классовая) теория. 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства и права.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

 

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Краснодар)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

Кафедра общетеоретических  правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

«ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент _____ курса группы _______                                     

заочной формы обучения

Воронцов Дмитрий Викторович

 

Научный руководитель:

_______________________

_______________________

_______________________

 

 

Дата предоставления работы                                                                Работа защищена

«____»___________ 2013 г.                                                «____»___________ 2013 г.           

 

Оценка_____________

Подпись ___________

 

 

Краснодар 2013 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права 5

Глава 2. Теории происхождения государства и права 8

2.1 Теологическая теория 8

2.2 Патриархальная теория 9

2.3 Органическая теория 10

2.4Теория насилия 12

2.5 Психологическая теория 14

2.6 Теория общественного договора (Договорная теория) 15

2.7 Ирригационная теория 23

2.8 Материалистическая (классовая) теория. 24

Заключение 26

Список использованной литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория государства и права  изучает разнообразие первопричин  образования и развития государства  и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально  усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие  общества, угроза его ослабления, распада  и даже гибели порождает необходимость  в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс  постепенно приобретал все более  отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального  расслоения населения механизм государства  все более оказывался в обладании  верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

Изучение  теорий происхождения государства  и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Актуальность  этой темы подтверждается большим количеством  переиздаваемых книг и трудов на данную тему.

Объектом  исследования данной работы являются теории происхождения государства  и права.

Предмет – анализ происхождения теорий государства  и права, а также определение  причин и основ возникновения  государства.

Цель данной работы – выявить особенности происхождения государства и права.

 В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные  процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Все названные  вопросы требуют дальнейшего  рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой  входит систематизация, накопление и  закрепление знаний о теориях  происхождения государства и  права.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические предпосылки  происхождения государства и  права

Современная материалистическая наука связывает  процесс возникновения государства  и права (особенно в европейских  странах) главным образом с развитием  производства, с переходом от присваивающей  к производящей экономике.1

Государство - это единая политическая организация  общества которая распространяет свою власть на всю территорию страны и  ее населения, располагает для этого  специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления  и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытнообщинного  строя, появление частной собственности  на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. Основными причинами появления  государства были следующие:

- необходимость  совершенствования управления обществом,  связанная с его усложнением.  Это усложнение, в свою очередь,  было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения  труда, изменением условий распределения  общего продукта, ростом численности  населения, проживающего на определенной  территории и т.п.

- необходимость  организации крупных общественных  работ, объединения в этих целях  больших масс людей. Это особенно  проявилось в тех регионах, где  основой производства было поливное  земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т.п.

- необходимость  поддержания в обществе порядка,  обеспечивающего функционирование  общественного производства, социальную  устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению  к внешнему воздействию со  стороны соседних государств  или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося прав, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

- необходимость  ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Рассматривая  закономерности и формы происхождения  государства необходимо выделить два  основных направления, с точки зрения которых рассматривается развитие: восточное и западное, т.е. уместно  рассмотреть в отдельности развитие государства на Древнем востоке  и в Европе.

Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых  господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных  положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.2

Западный  путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство  собственников, нормы отличаются более  высокой степенью формализованности  и определённости. Очень хорошо развито  гражданское право.

Периодизация  связана со сменой власти. На востоке  всё происходило медленно, право  развивается эволюционным путём (в  отличии от Европы). Периодизация привязана  к государству и власти. Трудно чётко определить периодизацию, так  как право и государство сменяли  друг друга эволюционно, нет чёткого  разрыва.

Существенное  влияние на процесс государствообразования оказала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в единые народы, в первобытном обществе каждый род покланялся своим языческим богам, имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Появление государства характерно тем, что образуется группа людей, занимающаяся только управлением и применяющая этот особый аппарат принуждения. Ленин, давая определение государству, говорил, что государство есть машина для подавления одного класса другим. Когда появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - тогда появляется государство.

Государство в отличие от социальной организации  первобытнообщинного строя отличалось следующими признаками:

- разделение подданных государства по территориальным единицам;

- учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;

- взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарат государственной власти;

Одновременно  с возникновением государства шел  процесс формирования права.

Право как  особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникает в истории  общества в силу тех же причин и  условий, что и государство. Право  складывается первоначально из трансформируемых обычаев прошлой эпохи, из судебных решений, которым придавалось значение общей нормы, исходящих из органов  власти. При первобытном обществе не было необходимости в праве.3

Первоначально общество путем простого разделения труда создавало себе особые органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный  из них - государственная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелителей, причем возникновение аппарата государственной власти не является результатом усилий только господствующего класса, это продукт общества в целом на известной ступени его развития.4

Глава 2. Теории происхождения государства и права

2.1 Теологическая теория

теория  возникновение государство право

Эта теория происхождения государства и  права была одной из первых, которая  объясняла возникновение государства  и права в результате божественной воли.

Еще в  древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого  положения и влияния духовенству  удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый богослов Ф. Аквинский (1225- 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Учение  о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители  утверждают, что Земля и все  сущее на ней было создано Богом 10 000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий  Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью  отрицает процесс эволюции и естественного  отбора (теория Дарвина). Наиболее прочные  позиции эта теория завоевала  в период становления и развития феодализма. На рубеже ХII ХIII вв. в западной Европе была популярной теория «двух  мечей». Из имеющихся двух мечей  церковь оставила себе один и вложила  его в ножны, так как сама религия  не должна использовать меч. Второй она  вручила государям для «вершения» земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры.

2.2 Патриархальная теория

 

Возникла  в древности. Ее основателем был  Аристотель, однако подобные идеи высказывались  и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. К. Михайловским (ХIХ в.). Смысл этой теории заключается  в том, что государство возникает  из разрастающейся из поколения в  поколение семьи. Глава семьи  становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Аристотель  считал, что государство является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого  общения (семьи, селения). В средние  века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Положения этой теории развивал и  китайский ученый Конфуций. Государство  он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась  как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между  населением также рассматривались  как семейные отношения, но построенные  на строгой субординации. Подданные  должны быть преданы, почтительны и  законопослушны своим правителям.5

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни  все безнравственное, вредное и  неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в  обществе, построенному по типу семейных отношений.

В современных  условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в  отношениях между людьми отражена в  идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права