Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 23:26, курсовая работа
Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения законности, ограничения судейского усмотрения. Впервые провозгласила идею правового (как идею самоограничения власти законом). В дальнейшем эта теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как воплощения правопорядка
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и исторические предпосылки возникновения права……………………………………………………………………….……….5
Глава 2. Основные теории происхождения права
2.1. Многочисленность теорий происхождения права………………….8
2.2. Материалистическая теория происхождения права………………..11
2.3.Естественно-правовая теория.................................................................14
2.4.Теория насилия…………………………………………………………18
Заключение…………………………………….……………………………22
Список использованной литературы……
Необходимо назвать также органическую теорию происхождения государства, приравнивающую государство к человеческому организму и приписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.
Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория в целом получили в конце XIX — начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер (1X20 1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на Западе.
Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая рассматривавает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории, в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран.
Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения «холодной войны» между капиталистическими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Заключение
Государство и право изучаются целым комплексом общественных наук: философией, социологией, политологией и многими другими. Теория государства и права является одной из важнейших составляющих целостной и сложной системы знаний об обществе. Теория государства и права также занимает особой место среди юридических наук как одна из основных фундаментальных базовых историко-теоретических дисциплин.
Рассмотрев вопросы сущности и возникновения права, в соответствии с целью курсовой работы, мы пришли к пониманию того, что право есть не застывшая субстанция, а живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации.
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.
Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о возникновении права вполне объяснимы. Рассматривая основные закономерности возникновения права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.
Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.
Сущность права сверхюридична. Она в природе человека. Разумны и применимы будут лишь те законы, которые будут отвечать человеческой природе. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.
Несмотря на определенные незыблемые основы и нормы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется. Эволюция права приведет к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства, гуманизма. Хочется верить, что с развитием цивилизации нравственная основа права будет расширяться.
Список использованной литературы
1 Теория государства и права: Курс лекций. // Под. Ред. Н.И.Матузова, А.В., Малько. М., 1999. С. 138.
2 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С.56
3 Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. 1991. N 2. С.5
4 Алексеев С.С. Указ . соч., с.6
5 Алексеев С.С. Указ . соч., с.7
6 Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
7 Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
8 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
9 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства- . М. 1985- С.206
10 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001-С.90
11 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001- С.134
12 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001-С129
13 Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
14 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
15 Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий «политическая» и «государственная» власть в условиях формирования гражданского общества. .//Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
16 Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка //Государство и право, 2003. № 7. с.19-22.
17 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001