Основные черты и права средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:38, контрольная работа

Краткое описание

Для раннесредневекового права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе. Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских источниках они выступают в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми небесных грехов» (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права.

Содержание

1. Источники средневекового права Японии…………………………………..4
2. Уголовное право………………………………………………………………9
3. Регулирование имущественных отношений……………………………….13
4. Брачно-семейное право……………………………………………………...16
5. Судебный процесс…………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 48.16 Кб (Скачать файл)


 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЯПОНИИ

 

 

 

 

План

 

  1. Источники средневекового права Японии…………………………………..4
  2. Уголовное право………………………………………………………………9
  3. Регулирование имущественных отношений……………………………….13
  4. Брачно-семейное право……………………………………………………...16
  5. Судебный процесс…………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Воробьев М.В. Японский кодекс «Тайхо Ёрорё» (VIII в.) и право раннего средневековья. – М., 1990. – 382 с.

2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 752 с.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004. – 624 с.

4. Никофорова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. — Москва: Окей-книга, 2007. – 160 с.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1 – М.: ТОН – Остожье, 2000. – 300 с.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А. Томсинов. М., 1999. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники средневекового права Японии.

Для раннесредневекового  права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это время еще  не выделилось из религиозных и этических  норм, если не считать отдельных  понятий о наказаниях, которые  были связаны с представлением о  грехе, каре, о «божьем суде». В  древнейших японских источниках они  выступают в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми  небесных грехов» (менее тяжких), за которые полагались или кара, или  очищение. Становление писаного права  происходило в Японии под сильным  влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права.

Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам: «почтительно воспринимать указы», «обязательно соблюдать их», «справедливо оценивать заслуги и провинности» и т. д.

Введение надельной системы  в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению  законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности  и привилегии различных групп  и представителей титулованного  и ранжированного чиновничества, нормы  уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс «Тайхо рё». В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. В 718 году он появился под новым названием «Ёро рицурё» и состоял из 953 статей. Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.

Две версии кодекса «Тайхо»  и «Ёро» представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержащего богатейший материал о  раннефеодальном государстве Японии, о нормах японского традиционного  права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.).

В Своде нет деления  права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем  публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного  права.

Нельзя здесь обнаружить и четкого деления на отрасли  права. Кодекс «Тайхо Ёрорё», содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, касаясь, однако, таких преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками). Эти преступления были выделены в особый кодекс «Тайхо рицурё»1.

Так, Закон I «Тайхо Ёрорё» (всего их 30) носит название «О постах и рангах». Он содержит табель о рангах «от министров до писцов», деля их на «благородных» и «неблагородных», а посты на «высокие» и «низкие».

Закон II этого кодекса  «Об учреждениях и штатах»  устанавливает структуру всех государственных  учреждений, центральных и местных, а также их штаты. Пространный (из 27 статей) Закон VII «О буддийских монахах  и монахинях» (свидетельствующий  о высшем государственном надзоре  над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством) треть  своего содержания отводит преступлениям  и проступкам клира, за которые назначались  как светские, так и церковные  наказания (епитимьи). Закон VIII, особенно ярко свидетельствующий о социально-экономических  отношениях в это время, говорит  о «дворе», в основном крестьянском, как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и, главное, податной (фискальной) единице. Он затрагивает  и важные правовые вопросы: о наследстве, о браке и разводе.

 Закон XIII «О преемственности и наследовании» содержит нормы о наследовании звания глав знатных домов, от чиновника до императора (правила престолонаследия), а также об условиях законности заключаемых ими браков.

Большой круг уголовно-правовых норм включен в Закон XIV «О проверке и аттестации», посвященный организаций  и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступлениях  и проступках чиновников, а также  об особой системе наказаний за них. Закон XVII «О воинах и пограничниках» содержит правила об организации  вооруженных сил, в том числе  и о воинских преступлениях.

Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени  имел Закон XXIX «О тюрьмах», касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального  права2.

Из содержания Свода следует, что нормы конфуцианской морали оказали бесспорное влияние на его содержание.

Вместе с тем свод – правовое произведение, а не собрание моралистических наставлений более позднего периода. Он был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы.

Вместе с кодексами  среди источников права этого  периода широко было представлено текущее  нормотворчество императоров в  виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный  характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.

Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан Сборник постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.

Резкие изменения в  правовой сфере Японии происходят после  установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.

«Рицу» и «рё» как государственные императорские предписания теряют свой общеяпонский нормативный характер, так как на первый план выходят морально-правовые обыкновения, гири, исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи – отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

Это было связано с децентрализацией и общим ослаблением государственной  власти, падением ее легитимности, когда  в условиях военной диктатуры  бакуфу перестали существовать общепризнанные административно-судебные органы, и  Министерство юстиции (наказаний), и  высшая апелляционная инстанция  в лице императора.

Гири же соблюдались автоматически, под страхом осуждения со стороны  общества «нарушений приличия», различные критерии тяжести которых были тесно связаны с сословной принадлежностью индивида.

Так, особый кодекс норм «приличия», «кодекс чести» (букэ-хо) окончательно формируется в это время для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера.

Гири иногда скреплялись  и законодательным путем, как  это имело место в 1232 году, когда  в период I сёгуната было создано  Уложение годов Дзёэй. Закрепляя нормы самурайского «кодекса чести», уложение предусматривало жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный захват ими земель. Упорядочивая существующие поземельные отношения, уложение устанавливало общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.

В целях регулирования  вассально-ленных отношений сегуна и его вассалов, а также других феодалов сёгунат прибегал и к  изданию указов, направленных главным  образом на укрепление феодального  землевладения казны, правительства  бакуфу. Особую заботу при этом сёгунат  проявлял в отношении своих непосредственных вассалов – гокенин. В 1267 году, например, был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад ленных владений гокенин, предписывающий выкуп заложенных ими земель.

С конца XIII в. издаются специальные  указы «милосердия», которые аннулируют все сделки самураев по продаже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже издаются указы, запрещающие отчуждение, деление крестьянских хозяйств, как это имело место в 1643 году.

В XV-XVI вв. роль общеяпонского  права упала до самого низшего  предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своими собственными установлениями, нормами обычного права, которые лишь иногда, главным образом  в виде моральных заповедей, инструкций, поучений, объединялись в сборники. Одним из таких крупных сословных  нормативных сборников стал Кодекс годов Кёмму (1334-1338 гг.), призванный ликвидировать «смуту в стране», обеспечить стабильность политической власти сегуна. Его статьи предписывают властям пресекать практику «своевольного вторжения в чужие дома», возвращать пустующие земли крестьянам, строго карать преступников, особенно мятежников и грабителей. Особое внимание было уделено в кодексе взяточничеству и ответственности за него3.

Законотворчество оживилось  в Японии в период третьего сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII-XVIII вв., но и  в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретных сословий.

В этих законах строго регламентировалась деятельность императора и крупных  феодалов даймё, устанавливалась система  сословных статусов отдельных групп  населения (самураев, крестьян, ремесленников, торговцев), в соответствии с которой  закреплялись обязанности населения  и наказания за их нарушения. Примером такого законодательства может стать  Закон восемнадцати статей сегуна Иэясу 1615 года. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право.

Лишь в XVIII в., в период третьего сёгуната стали предприниматься  попытки вернуться к старым порядкам «правового государства», когда сегуном была провозглашена политика «твердого следования старым законам». В 1742 году во исполнение этих задач был принят Кодекс из 100 статей, положения которого сводились к упорядоченному изложению основного содержания прежних законов, норм обычного права. Кодекс воспринял многие предписания старых кодексов эпох Тайхо и Ёро VIII в.

Позитивные последствия  этой политики были незначительны в  силу того, что знание закона считалось  в это время привилегией избранных. Законы не публиковались (действовал принцип: «Следует выполнять, а не знать»). До сведения населения доводилась лишь малая их часть, та, которая касалась категорично-запретительных предписаний. Кодекс 1742 года хранился в тайне, к нему имели доступ лишь три высших чиновника правительства бакуфу (бугё).

  1. Уголовное право

В Японском средневековом  праве не было четких различий между  деликтом и преступлением, нормами  уголовного и административного  права и пр.

В традиционном понимании  рё – это закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками), которые следовали за явные проступки и нарушения.

В период «правового государства» право Японии основывалось на требованиях «законности», которая в понимании того времени включала в себя ряд положений: о неукоснительном следовании предписаниям закона, о наказаниях за преступления, проступки и даже ошибки всех, от холопа до буддийского монаха, о беспристрастности судей и следователей, о четком делопроизводстве, в том числе и судебном, а также о тщательной проверке и перепроверке (вплоть до императорской) применения наказаний, особенно смертной казни, об учете смягчающих и неучете отягчающих вину обстоятельств, указанных в законах, изданных до начала следствия по конкретному делу и пр.

Уголовный кодекс «Тайхо рицурё» состоит из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др.

Информация о работе Основные черты и права средневековой Японии