Основные черты правового государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:17, контрольная работа
Краткое описание
1. Понятие, признаки и функции государства
2. Сущность государства
3. Происхождение государства
4. Основные черты правового государства
5. Формы государства
Вложенные файлы: 1 файл
ВОПРОСЫ:
1. Понятие, признаки и функции государства
2. Сущность государства
3. Происхождение государства
4. Основные черты правового государства
5. Формы государства
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Попытки дать полное, всеобъемлющее определение понятия государст-
ва предпринимались давно и неоднократно. Однако сам термин «государст-
во» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в.
Все множество определений понятия «государство» можно условно
разделить на несколько групп.
1. Понимание государства как союза людей, как сообщества
2. Понимание государства как механизма или орудия
3. Государство как система, управляющая обществом, как особый ап-
парат, выделившийся из общества.
2
Современный уровень знаний позволяет рассматривать государство как
высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определен-
ной территории.
Сущность современного государства состоит в закреплении и отстаи-
вании социальных интересов людей, что становится возможным посредством
деятельности специального органа, управляющего обществом. Этим органом
и является государство.
Государство — это особая организация власти, располагающая специ-
альным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласо-
вывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе
социального компромисса.
При этом государство отделено от общества, действует на основе права
и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет
согласование интересов отдельных слоев общества.
Признаки государства:
1. Территория. Государство обладает строго определенной территорией,
очерченной государственными границами. Именно на этой территории госу-
дарство осуществляет свою власть. Постоянные жители государства имеют с
ним устойчивую политико-правовую связь - гражданство (подданство - в мо-
нархиях).
2. Публичная власть. Государство обладает публичной властью, кото-
рая осуществляется предназначенными для этого органами, реализующими
полномочия управления, а иногда и принуждения. Публичная власть отделе-
на от общества - ее осуществляет обособленная прослойка общества, чьей
профессией является управление.
3. Государственная казна. Государство формирует собственный запас
финансовых средств - взимает налоги, таможенные пошлины; владеет пред-
приятиями, выпускает государственные ценные бумаги и т д. Полученные
доходы перераспределяются на содержание госаппарата, социально-
экономические, культурные др. цели.
3
4. Суверенитет. Внутренний - государство обладает верховенством на
всей своей территории, и его власть распространяется на все население и ор-
ганизации. Внешний – государство проводит независимую внешнюю по-
литику.
5. Наличие правовой системы. Государство издает общеобязательные
для всего населения правила поведения (нормы права); осуществляет свою
деятельность в правовых формах - в соответствии с нормами права, а также -
с подписанными им соглашениями и общепринятыми нормами меж-
дународного права.
Функции государства (основные направления его деятельности)
классифицируются:
1) внутренние - решению задач, связанных с внутренней деятельностью
государства. Их подразделяют на: охранительные (поддержание правопоряд-
ка в государстве); регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции
- поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов и т.д.);
2) внешние - решение внешнеполитических задач: оборона страны, со-
трудничество между государствами и т.д. Она обеспечивается с помощью
вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (на-
пример, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятель-
ность государства, являются дипломатические учреждения, международные
организации, контакт руководителей государств и их представителей.
2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Существует два основных подхода к данному вопросу:
1. Классовая сущность состоит в том, что государство рассматривает-
ся как орудие для поддержания господства одного класса над другим, причем
меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается
в диктатуре господствующего класса. Такое понятие государства отражает
идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием
4
диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществ-
ляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса оп-
ределяет основные цели, задачи и функции этих государств.
2. Общесоциальная сущность заключается в рассмотрении сущности
государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Государство при-
звано решать общие дела в интересах всего общества. Это, прежде всего,
гражданские и политические права, социальные гарантии для различных сло-
ев населения, расширены материальные стимулы, соединение идей социа-
лизма с практикой цивилизованного гражданского общества. Государствен-
ный механизм из орудия подавления превращается в средство достижения
согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на
первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что харак-
терно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс),
что все больше и больше проявляется в современных западных государ-
ствах.
3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Возникновение государства — это сложный длительный процесс. Пер-
выми государствами являются Древний Египет, Вавилон, Древний Рим и др.
Основные теории возникновения государства:
1. Теологическая теория. Основная идея теологической теории - бо-
жественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся
власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.
2. Патриархальная теория. Государство вырастает из семьи, в кото-
рой власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи,
это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и оте-
ческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель). Быт в госу-
дарстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллекти-
5
визма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в
этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, ку-
да не имел бы доступа любой желающий».
3. Договорная теория. Согласно этой теории государство возникает в
результате заключения общественного договора между людьми, находящи-
мися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в на-
род. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и
его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану ча-
стной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В по-
следующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному
лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в
интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
4. Теория насилия. Государство возникло в результате завоевания
или порабощения одних племен другими. Утверждалось, что в результате та-
кого насилия образуется единство противоположных элементов государства:
властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, по-
бедителей и побежденных.
5. Психологическая теория объясняет причины возникновения госу-
дарства свойствами психики человека. Психике индивида изначально прису-
ще потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». Из
существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государст-
во для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.
6. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство
возникло в результате экономического развития. Общественное разделение
труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление
прибавочного продукта, следствием чего стало возникновение частной соб-
ственности и деление общества на классы. Для регулирования новых отно-
шений в обществе было создано государство, отражающее интересы приви-
легированных лиц.
6
4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Идея правового государства основывается на необходимости достиже-
ния гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственно-
правового развития выработал определенные черты, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Реа-
лизация основных черт (принципов) правового государства является одним
из условий его формированиями они отражают направление движения к ци-
вилизованному обществу. Можно выделять различные черты (принципы)
правового государства, которые ему свойственны и будут отражать его раз-
личные стороны.
Основные отличительные признаки правового государства:
1. Верховенство закона (государственная власть должна в своих зако-
нах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым).
2. Организация и функционирование суверенной власти на принципе
разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций;
3. Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан (сле-
7
дует отметить, что именно преувеличение роли государства является причи-
ной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии
обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носят формальный
характер).
4. Приоритет права;
5. Правовая защищенность человека и гражданина;
6. Высокая правовая культура граждан;
7. Деятельность государственных органов ограничена правом;
8. Наличие развитого гражданского общества;
9. Единство права и закона;
10. Высокая роль суда как гаранта прав человека и гражданина.
Рассматривая основные черты (принципы) правового государства, сле-
дует отметить, что мерой каждому принципу должен быть человек. Реализа-
ция указанных принципов в жизни отражает движение к правовому государ-
ству.
5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Форма государства - это система организации государственной вла-
сти, действующая в совокупности. Она включает следующие элементы:
1) форма правления;
2) форма государственного устройства;
3) политический режим.
5.1. Форма правления - система организации государственных орга-
нов, порядок их образования, деятельности, компетенция;
Основные формы правления:
1) монархия — верховная власть в стране принадлежит правителю по
праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как
форма правления присутствует в следующих государствах различных частей
света: Великобритании, Швеции, Голландии, Бельгии (в Европе), Саудовской
8
Аравии, Японии (в Азии), Марокко (в Африке) и др. Существует два вида
монархий:
а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Ара-
вия);
б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в
стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Фор-
мально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий.
Фактически монарх обладает минимумом власти и его функции имеют
больше символический, церемониальный характер.
В качестве исключения можно сказать о таких нетрадиционных формах
правления, как монархии стран, например Объединенные Арабские Эмираты
(страна состоит из 7 абсолютных монархий — эмиратов, верховный прави-
тель всей страны избирается среди монархов на пятилетний срок), Малайзии;
2) республика - самая распространенная форма правления в настоящее
время. Органы государственной власти избираются населением на конкрет-
ный срок. Виды республик:
а) президентская (США, Россия). Наибольшими полномочиями среди
органов государственной власти наделен президент страны, который изби-
рается народом, возглавляет правительство, является верховным главноко-
мандующим, имеет право наложения вето на принимаемые парламентом за-
коны, вправе издавать нормативные акты;
б) парламентская (Италия, Германия). Основные полномочия в управ-
лении страной принадлежат парламенту, правительство формируется из чис-
ла партий, победивших на выборах. Должность президента в этих странах,
даже если она предусмотрена, носит формальный характер;
в) смешанная (Франция). В стране одновременно и сильный президент,
и сильный парламент.
5.2. Форма государственного устройства - это территориальная ор-
ганизация, структура государства с соответствующим распределением пол-
номочий между центральным и региональным уровнем власти.
9
Основные виды форм государственного устройства:
1) унитарное государство (Дания, Португалия) — в государствах это-
го типа общими являются и территория, и система государственной власти.
Территория делится только по административному принципу на единицы, не
обладающие признаками государственного суверенитета. В стране действует
одна конституция, единая денежная система, а также система законодатель-
ства и органов государственной власти. Разновидностью унитарного госу-
дарства являются:
а) с автономными образованиями (Китай — 5 автономных районов;
Испания — 17 автономных сообществ и др.);
б) с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму госу-
дарственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). При-
мером служит Италия, 20 областей которой делятся на провинции, а в облас-
тях действуют выборные органы власти — советы, осуществляющие законо-
дательные, распорядительные и иные функции;
2) федерация — союзное государство, его составные части (субъекты)
и образования обладают признаками государства (есть своя конституция и
органы государственной власти). При этом органы власти субъектов Федера-
ции подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены сило-
вые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т.д.). Виды федераций:
а) территориальные — большие государства делятся на части по терри-
ториальному принципу. Например, США состоит из 50 штатов и федераль-
ного округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный феде-
ральный округ и т. д.;
б) национальные - деление страны произошло по национальному при-
знаку. Данное государственно-территориальное устройство является непроч-
ным. Примером служит Югославия;
в) смешанные (национально-территориальные) - разделение страны
произошло и по национальному, и по территориальному принципу. Напри-
10
мер, Российская Федерация (32 субъекта образованы по национальному
принципу, 51 - по территориальному).
3) конфедерация — союз государств (отличие от федерации в том, что
федерация — союзное государство). У государств, входящих в состав конфе-
дерации, имеется суверенитет, но собственные силовые структуры отсутст-
вуют. То есть имеется не только внутренний суверенитет, но и независимость
во внешней политике. Каждое государство—член конфедерации — имеет
право выйти из ее состава. Традиционно конфедерация образовывается на
небольшой период времени и трансформируется в другие образования. На-
пример, Швейцарская Конфедерация (официальное наименование страны) по
форме государственного устройства представляет собой в настоящее время
федеративное государство.
5.3. Политический режим представляет собой совокупность способов
и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокуп-
ность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими
у власти, своей диктатуры.
Политический режим как компонент формы государства является госу-
дарственным режимом.
Виды государственных режимов:
1. Демократический - это совокупность способов осуществления го-
сударственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и
уважения прав и законных интересов меньшинства.
2. Антидемократический - это совокупность способов осуществления
государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения
как большинства, так и меньшинства.
Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режи-
ма осуществления государственной власти характерен подавлением
личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением
общественных организаций; полным контролем государства над всеми
сферами общественной жизни; игнорированием интересов националь-
11
ных государственных образований; милитаризацией общественной
жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за
инакомыслие.
Авторитарный политический режим также характеризуется недемокра-
тическими методами управления, однако с относительной свободой
экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Понятие государства
2. Основные признаки государства
3. Основные функции государства
4. Основные подходы к сущности государства
5. Основные черты классового подхода к сущности государства
6. Чем характеризуется обще-социальная сущность государства?
12
7. Основные теории возникновения государства и их краткая характеристика
8. Понятие правового государства
9. Основные признаки правового государства
10. Понятие формы государства, какие элементы она включает?
11. Понятие формы правления и ее основные виды
12. Понятие формы государственного устройства и ее основные виды
13. Понятие политического режима и его основные виды
Информация о работе Основные черты правового государства