ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный
строй является одним из фундаментальных
понятий в науке государственного
права. Это объясняется тем, что
в конституционном строе выражена
сущность государства и следовательно,
он определяет содержание таких институтов
права как конституционные права,
свободы и обязанности граждан,
раскрывающие взаимоотношения между
государством и личностью, национально-государственное
устройство, избирательная система
и избирательное право, система
и принципы организации и деятельности
государственных органов. Таким образом,
под конституционным строем понимают
совокупность политических, экономических,
социально-правовых отношений устанавливаемых
и поддерживаемых Конституцией и другими
законодательными актами Российской Федерации.
Отличие данного понятия от государственного
строя состоит в том, что конституционный
строй, как следует из самого названия,
основан на конституции, его признаками
являются принципы разделения властей,
суверенитета, неотчуждаемости прав и
свобод граждан, в то время как государственный
строй может и не иметь указанных признаков.
Одним из первых в Конституции отражен
принцип разделения законодательной исполнительной
и судебной властей, их взаимодействия
в процессе управления экономикой и обществом,
установлен порядок осуществления определяющих
государственных функций при главенствующей
роли Президента России. Это чрезвычайно
важно, так как в стране временами наблюдается
несогласованность действий и даже противостояние
ветвей и органов государственной власти.
Благодаря тому, что этот принцип закреплен
в Конституции и что в ней определены,
установлены полномочия высших органов
управления, дается в определенной степени
сгладить противоречия и предотвратить
нарастание напряженности, обеспечить
устойчивое функционирование государственной
машины управления.
Однако,
основы конституционного строя закреплены
в Конституции РФ, которая определяет
главные черты государственного
и общественного строя. Эти положения
чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной
важности нуждаются в особой защите.
Это нашло свое выражение в
Основном законе, который не допускает
пересмотра парламентом этих положений.
Данное конституционное установление
дает стабильность Конституции и
конституционному строю. В любом обществе
существуют необычайно многообразные
общественные отношения: политические,
экономические, национальные, трудовые,
финансовые, моральные, нравственные,
религиозные и многие другие. В результате
развития общества и без того широкий
круг этих отношений продолжает расти,
а сами отношения все более усложняются.
Эти неумолимо наступающие изменения
в структуре и взглядах общества, а также
неизбежный прогресс, появление новых
политических партий, перемены в составе
органов власти, трансформация названий
субъектов Федерации порождают стремление
пересмотреть положения касающиеся конституционного
строя, совершенствовать их. Выявляются
и слабые места или даже недостатки, а
то и пороки старой Конституции, препятствующие
нормальному функционированию государства
и общественной системы, ущемляющие права
и свободы граждан. Следовательно, думается,
необходимо рассмотреть перечень субъектов,
которым дано право ставить вопрос об
изменении или пересмотре положений Конституции,
включив туда граждан РФ. А права и свободы
граждан являются не менее важным принципом
конституционного строя. В этом институте
закрепляются взаимные права и обязанности
государства и личности в отношении друг
к другу. Вместе с тем личность в любом
демократическом государстве является
кардинальной политической и правовой
категорией.
Именно она составляет основу
общества и государства, именно
ее активное воздействие на
государство определяет всестороннее
развитие, характер и правовую
природу государства. На основании
вышеизложенного представляется возможным
сделать следующий вывод. Конституционный
строй и его основы имеют принципиально
важное значение для существования государства
и общества. Закрепление данного положения
в Конституции РФ является гарантом стабильности.
Однако, ясно, что непосредственно применить
положения Конституции для регулирования
любого процесса не представляется возможным,
иначе можно было бы ограничиться одной
только Конституцией, и не принимать других
законов. Положения Конституции РФ носят
общий характер, поэтому необходимо более
широкая их детализация и интерпретация
в законодательных актах более низкого
уровня. Разумеется, высказанные в данной
работе суждения не претендуют на исключительность,
а поднятые вопросы не являются исчерпывающими.
- Конституция
Российской Федерации (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
// Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2009. - № 4.
- Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.
- Федеральный
закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
- Федеральный
закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах
и порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3176.
- Федеральный
закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием разграничения
полномочий" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10.
- Игнатюк Н.А.,
Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное
пособие. - "Юстицинформ", 2007 г.
- Комментарий
к Конституции Российской Федерации /
Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 63, 64.
- Конституционное
право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов
и М.И. Кукушкин. М., 2003. С. 115.
- Комментарий
к ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" - Система
ГАРАНТ, 2005 г.
- Обеспечение
открытости органов власти для граждан
и юридических лиц / Под ред. А.В. Иванченко.
М., 2007. С. 4.
- Чуклинов
А.Е. Прозрачность как антикоррупционный
механизм в системе государственного
управления.
- Авакьян
С.А. Конституционно-правовые проблемы
централизма, демократии и децентрализации
в современном государстве // Конституционное
и муниципальное право. 2005. N 8.
- Алешкова
И.А. Проблемы законодательного регулирования
субъектами Российской Федерации системы
государственной власти / И.А. Алешкова,
И.А. Конюхова // Государственная власть
и местное самоуправление. 2006. N 3.
- Андреева
Г.П. Экономическая конституция в зарубежных
странах / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006;
Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский
В.И., Мау В.А. Конституционная экономика:
Учебник. М., 2006.
- Большой
юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева,
В.Е. Крутских. М., 2002.
- Воронин
А.В. История Российской государственности.
М., 2003.
- Глигич-Золотарева
М.В. Законодательная база федеративных
отношений: состояние и перспективы //
Государственная власть и местное самоуправление.
2005. N 9.
- Азаров А.Я.
Права человека (Новое знание). М.,1999
- Баглай М.В.
Конституционное право российское право
Российской Федерации. Учебник для юридических
вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА.
М-НОРМА, 1998
- Дмитриев
Ю.А. Правовое положение человека и гражданина
в Российской Федерации. Учебное пособие.
М.: Манускрипт, 1999
- Коваленко
А.И. Конституционное право Российской
Федерации. — М.: Артания, 2002
- Теория права
и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова.
– М.: Издательство Бек, 2002
- Умнова И.А.
Конституционные основы современного
российского федерализма: Дис. докт. юрид.
наук. М., 2004
- А.М. Яковлев
Конституционный строй: социальный и правовой
аспект. - М.: "Наука", 1995
- О.Г. Румянцев
Основы конституционного строя России.
- М.: Издательство "Юрист", 1996
- Конституционное
право России. Сборник нормативных актов.
- М.: Издательство БЕК, 1999
- М. Жуйков
Права человека и власть закона. - М., 2002