Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Конституционный строй является одним из фундаментальных  понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что  в конституционном строе выражена сущность государства и следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между  государством и личностью, национально-государственное  устройство, избирательная система  и избирательное право, система  и принципы организации и деятельности государственных органов.    Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков. Одним из первых в Конституции отражен принцип разделения законодательной исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

     Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения  чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в  Основном законе, который не допускает  пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление дает стабильность Конституции и  конституционному строю.          В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан. Следовательно, думается, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной политической и правовой категорией. 

       Именно она составляет основу  общества и государства, именно  ее активное воздействие на  государство определяет всестороннее  развитие, характер и правовую  природу государства.       На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод. Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня. Разумеется, высказанные в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы не являются исчерпывающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4.
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.
  3. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3176.
 
     
  1. Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10.
  2. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007 г.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 63, 64.
  4. Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М., 2003. С. 115.
  5. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Система ГАРАНТ, 2005 г.
  6. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2007. С. 4.
  7. Чуклинов А.Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления.
  8. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 8.
  9. Алешкова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти / И.А. Алешкова, И.А. Конюхова // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
  10. Андреева Г.П. Экономическая конституция в зарубежных странах / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006; Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика: Учебник. М., 2006.
  11. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002.
  12. Воронин А.В. История Российской государственности. М., 2003.
  13. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 9.
  14. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М.,1999
  15. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1998
  16. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1999  
  17. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 2002
  18. Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 2002 
  19. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 2004
  20. А.М. Яковлев Конституционный строй: социальный и правовой аспект. - М.: "Наука", 1995
  21. О.Г. Румянцев Основы конституционного строя России. - М.: Издательство "Юрист", 1996
  22. Конституционное право России. Сборник нормативных актов. - М.: Издательство БЕК, 1999
  23. М. Жуйков Права человека и власть закона. - М., 2002

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации