Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:59, реферат
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
1. Гуманистические основы конституционного строя
Понятие конституционного строя
Человек, его права и свободы - высшая ценность
1.3 Суверенитет народа
2. Конституционные характеристики Российского государства
2.1 Демографическое государство
2.2 Федеративное государство
2.3 Правовое государство
2.4 Социальное государство
2.5 Светское государство
2.6 Республиканская форма правления
3. Основы организации государственной власти местного самоуправления
3.1 Суверенитет Российской Федерации
3.2 Разделение властей
3.3 Органы государственной власти
3.4 Местное самоуправление
Заключение.
Список использованной литературы.
4.во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты
Федерации между собой равноправны.
2.3 Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России.
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Принцип независимости суда прямо закреплен в ст.120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, - ст.35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст.22 и др.)
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст.15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. В Конституции РФ (ч.4 ст.15) принцип приоритета международного права разбит на две части. Во-первых, безусловно признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ» Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает ещё очень много аспектов.
2.4 Социальное государство
В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
Охрана труда и здоровья людей;
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Развитие системы социальных служб;
Установление государственных пенсий, пособий;
Иные гарантии социальной защиты.
Такой
перечень социальных обязанностей государства
явно отстает от общепризнанных в конституционной
теории и практике развитых стран. Однако
введенный в Конституцию термин «социальная
защита», хотя не обязательно связанный
с государственными мерами, предполагает
возможность расширения этих обязанностей
в будущем законодательстве.
2.5 Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает её в следующих положениях:
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В
противовес светскому государству, установившемуся
в большинстве развитых стран (США, Франция
и др.), существуют государства, в которых
одна из религий признается государственной
(английская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле, лютеранская церковь
в скандинавских странах), все же одна
из религий обладает некоторыми привилегиями.
Такое положение сложилось в этих странах
исторически, оно отражает глубокое убеждение
народа в благотворном воздействии религии
на политику и общественную мораль. Впрочем,
во всех указанных государствах, кроме
исламских, гарантируется свобода вероисповедания
и наряду с государственной существуют
другие конфессии.
2.6 Республиканская форма правления
Мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.
В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия, ФРГ.
В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.
В полупрезидентской республике глава государства избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция, Польша.
Основы организации государственной власти и местного самоуправления.
3.1 Суверенитет Российской Федерации
Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.
Верховенство государственной власти - это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие и признается высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный порядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости. Государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Конституция 1993 г. Содержит новые подходы к суверенитету государства. За лаконичностью ст.4 чувствуется обеспокоенность в связи с возникновением центробежных тенденций и стремление обеспечить территориальную целостность государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа,- этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. Суверенитет РФ закрепляется в следующих трех положениях:
1) суверенитет РФ распространяется на всю территорию;
2) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
3)
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность
всей территории.
3.2 Разделение властей
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков.
В президентской республике разделение властей производится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.
Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления, парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.
Есть свои особенности и в полупрезидентской республике. В этом государстве признается необходимость сочетания парламентаризма и сильной президентской власти. Во Франции, например, президент обладает широкими полномочиями и является в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, не несет ответственности перед парламентом. В то же время исполнительная власть принадлежит также правительству, которое должно опираться на поддержку парламентского большинства, схожее положение свойственно России.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом.
Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту.
Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них.
Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.
Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.
Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом.
Конституционная
система должна предусматривать правовые
способы сдерживания каждой власти двумя
другими, т.е. содержать взаимные противовесы
для всех властей.
3.3 Органы государственной власти
Согласно Конституции федеральную государственную власть в РФ осуществляют:
Президент РФ
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)
Правительство РФ
Суды РФ
Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Эта сторона дела уже усвоена субъектами Федерации, в результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти - в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно различаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч.1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:
Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации