Основы современной концепции государства Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать ответ на вопрос, что же такое концепции государства, определить их характерные признаки и раскрыть их классификацию;
рассмотреть историю идей о правовом и социальном государстве;
проанализировать концепции государств характерные для современной Украины;
определить тенденции развития социально-правового государства на практике.

Содержание

Введение

1 Классификация современных концепций государства

1.1 Основные политологические и социологические концепции

1.2 Юридические концепции

1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства

1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепция социального государства

2 Основы современной концепции государства Украины

2.1 Украина как правовое государство

2.2 Украина как социальное государство

3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

1.2.2 История идей  о социальном государстве. Концепция  социального государства 
 
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. 
 
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства. 
 
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций. 
 
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства. 
 
Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отцовский) характер, связанный с установлением убогого равенства. 
 
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. 
 
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. 
 
Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении людям «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни. 
 
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе. 
 
Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. 
 
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. 
 
Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным», по мнению Протасова В.Н., в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития5. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. 
 
С учетом сказанного можно выделить условия существования концепции социального государства и ее характерные признаки6, которыми являются: 

  1.  
    Демократическая организация государственной власти.
  2.  
    Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

 
3. Мощный экономический потенциал,  позволяющий осуществлять меры  по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно положения  собственников. 
 
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 
 
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 
 
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 
 
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 
 
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину. 
 
а) достойных условий существования; 
 
б) социальной защищенности; 
 
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 
 
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ). 
 
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.). 
 
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: 
 
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; 
 
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении); 
 
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся: 
 
- поддержка социально незащищенных категорий населения; 
 
- охрана труда и здоровья людей; 
 
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 
 
- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 
 
- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); 
 
- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; 
 
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; 
 
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; 
 
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; 

  •  
    забота о сохранении мира в обществе.

 
В наши дни социальное государство  означает, прежде всего, обязанность  законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения  достойных условий жизни для  всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом  преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов  разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые  бы положительно воспринимались разными  общественными слоями. Его цель - при помощи социальной политики, обеспечения  равенства и условий политического  соучастия объединить население, стабилизировать  социальную (в том числе и правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию. 
^ 2 Основы современной концепции государства Украины 
В Конституции Украины 1996 года провозглашено, что Украина является демократическим, правовым и социальным государством. Так какие же особенности Украины позволяют соответствовать концепциям правового и социального государства и как эти концепции реализуются на практике? 
^ 2.1 Украина как правовое государство 
Как уже известно, правовое государство – это государство, которое выражает идеи гуманизма, справедливости, формального равенства и свободы, высшей социальной ценностью в которой признаются права человека. 
 
Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Целью правового государства является благосостояние индивида и общества. 
 
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, Украина как правовое государство предполагает действие следующих принципов и условий: 

  1.  
    Верховенство права - в Конституции Украины 1996 г. записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права».

 
В нашей стране признаются права  человека высшей социальной ценностью  и непосредственно действующим  правом; закрепляются в конституции  каталога прав и свобод человека в  соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового  механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты). 
 
Закон должен соответствовать праву, должны соблюдаться конституционные требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равномерная и равномерная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человек. 
 
Правовая определенность – возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо другим нормативно-правовым актом, понятность их содержания и бесконфликтное соотношение между источниками права. 
 
В Украине предусмотрено ограничение государственной власти правом то есть свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в области права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть. 

  1.  
    Сформировавшееся гражданское общество – общество с высокой развитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений.

 
В сформировавшемся гражданском обществе должен реализовываться принцип  равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным  правосознанием; 

  1.  
    Взаимная ответственность личности и государства – признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой – ответственность государства как субъекта власти подразумевает собой:
    •  
      Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов; возмещение за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными действиями органов власти, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Регулирование ответственности государства перед личностью происходит в рамках специальнодозволительного режима: «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом».
    •  
      Ответственность же личности перед государством подразумевает выражается в соблюдении запретов, исполнении обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины, использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами. Ответственность личности перед государством зависит также от наличии у личности чувства долга, способности к критическому самопознанию, порядку, дисциплине, гражданственности. Регулирование ответственности граждан и их объединений перед государством происходит в рамках общедозволенного режима: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».
  2.  
    Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами:

 
Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального  контроля со стороны общества над  государственной властью. В правовом государстве каждая ситуация действует  в строго определенных границах. Для  законодательной власти это означает, что законодательная деятельность – не только право, но и обязанность  этой власти. К тому же четко определяются границы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопрос о правомерности изданных законов. Сами же законы должны в полной мере соответствовать основному  закону (конституции). 
 
Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип верховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполнительной властью устанавливается процедура принятия правовых решений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснований решений. 
 
Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С помощью него осуществляется контроль за защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведение в жизнь принципа невмешательства в принятие конкретного судебного решения. 
 
В правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная власть обладают каждая своей сферой, закрытых для других властей и этот принцип невмешательства одной власти в сферу другой поддерживается механизмом «сдержек и противовесов». 

  1.  
    Принцип конституционности:

 
В Украине признается верховенство и наивысшая юридическая сила Конституции относительно законодательных  и иных правовых актов. Эти законы и правовые акты не должны ей противоречить. 
 
Также Конституционным судом осуществляется конституционный контроль, за соответствием Конституции законов и иных актов законодательной и исполнительной власти, что обеспечивает принятие правового закона. 

  1.  
    Принцип законности:

 
Поддерживается верховенством законов  в иерархии нормативных актов  – высшая юридическая сила закона относительно всех других нормативно-правовых актов, соответствие подзаконных актов  закону; легальностью пути принятия законов  и их изменения – пути выявления  воли народа непосредственно, через  референдум или опосредованно –  через представительный орган; выполнение требований законов всеми государственными органами и организациями, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями, то есть нельзя выходить за «рамки» законов. 

  1.  
    Высокая управленческо-правовая культура государственного аппарата, эффективная профессиональная работа системы правоохранительных и контрольно-надзорных органов – прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и т.п., то есть наличие совершенного механизма государственных органов и организаций, действий должностных лиц с соответствующей квалификацией и правосознанием, максимально отработанной процедурой, фундамен которой составляет процессуальное право. Неотвратимость последствий за неправомерные действия и их эффективная профилактика.
  2.  
    Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.

 
Таким образом если говорить о концепции  Украины как правового государства, то можно заметить, что то государство, к которому мы сейчас стремимся выступает самой идеальной формой организации и функционирования государственной власти. Развитие правового государства неотделимо от становления прав человека, которые собственно и выступили той ключевой категорией, вокруг которой развивались главные ее характеристики. Только правовое государство может выступать как объективный признак интересов внутреннего неоднородного и противоречивого гражданского общества.  

Информация о работе Основы современной концепции государства Украины