Особенности и виды конституционно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа, а высшим его проявлением являются референдум и выборы. Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Содержание

Задание 1: Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм.……………………………………..………………………………………...3
Введение …………………………………………………………………………3
Основное содержание…………………………………………………………...3
Заключение……………………………………………………………………….9

Задание 2: Раскройте правовую основу проведения референдумов…………………………………………………………………….10
Введение………………………………………………………………………….10
Основное содержание…………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная_работа.КП_2вариант.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

  • ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

  • СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Муниципальное и государственное управление»

 

 

 

 

 

 

 

       К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

  •                           По дисциплине: Конституционное право

  •  

    •                                          Вариант № 2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнил: Рябченко А.С

    Студент  1 курса, 2 семестра

    Группа: 3212034036

     

     

     

     

     

     

     

    г. Тюмень,  06 июня 2013 г.

     

     

    Содержание:

     

     

    Задание 1: Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм.……………………………………..………………………………………...3

      Введение …………………………………………………………………………3

      Основное содержание…………………………………………………………...3

      Заключение……………………………………………………………………….9

     

    Задание 2: Раскройте правовую основу проведения референдумов…………………………………………………………………….10

    Введение………………………………………………………………………….10

     Основное содержание…………………………………………………………..10

     Заключение………………………………………………………………………15

    Список использованных источников и литературы………………………16

     

    Задание 1: Раскройте  особенности и виды конституционно-правовых норм.

     

     

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

     

    Рассматривая  понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы  имеют:

     

       а) черты, общие для всех социальных норм;

     

       б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.);

     

       в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

     

    К признакам, характеризующим  конституционно-правовые нормы как  правовые нормы, имеющие черты, общие  для всех социальных норм можно отнести:

     

    1. Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства.

     

    1. Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, - это государственно-властные предписания.

     

     

    1. Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.

     

    1. Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта» .

     

     

    1. Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства . Таковы в Конституции Российской Федерации ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

     

    1. Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность . То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.

     

     

    1. Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения . Однако более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» .

     

    1. Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями» .

     

     

    1. Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

     

     

    Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В  частности они:

     

    1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.

     

    1. Представляют собой модель регулируемых общественных отношений.

     

     

    1. Отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.

     

       4. Обладают общеобязательным характером.

     

    Особенности и  виды конституционно-правовых норм

     

    В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями, как характер и содержание норм права, предмет  их регулирования, особенности их структуры  в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность норм к тем или иным институтам и отраслям права .Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

     

    1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации

     

    2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на:

     

    регулятивные- конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.

     

    охранительные  нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»)

     

    специализированные нормы имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

     

        К специализированным  нормам относятся, с одной стороны,  обобщающие нормы: 

     

    -общие

     

    Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»)

     

    -дефинитивные

     

         Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории. (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»)

     

    -декларативные  нормы

     

          Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

     

     с другой  стороны, нормы, регулирующие  действие и применение других  норм («нормы о нормах»): оперативные  и коллизионные нормы.

     

    -Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).

     

    -Коллизионные нормы определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

     

    3.  По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на:

     

    -управомочивающие

     

     Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).

     

    -обязывающие  

     

    Обязывающие нормы устанавливают  обязанность субъекта совершать  определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»).

     

    -запрещающие

     

    Запрещающие нормы устанавливают  обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать  их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции  РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

     

    4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на:

     

    -императивные.

     

    В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые  не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»)

     

    -диспозитивные.

     

    Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или  не совершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции  РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

     

     

    5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы.

     

    -Материальные  нормы

     

    Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов  права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»).

     

    -Процессуальные  нормы

     

    Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации предписаний  материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок  отрешения от должности Президента РФ).

     

    6.        По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

    Информация о работе Особенности и виды конституционно-правовых норм