Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика.

Содержание

ГЛАВА 1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. Проблемы существования стабилизационной политики…………………………………………………..
Стабилизационная политика: понятие, цели, инструменты и проблемы ее реализации………………………………………………………………………
Политика занятости, ее направления и методы………………………….
Политика занятости в Республике Беларусь……………………………..
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………..
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………
Проблемы существования стабилизационной политики………………
ГЛАВА 2. Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………….
2.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь………………
2.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 149.15 Кб (Скачать файл)

Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

  1. «Шоковая терапия» - резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижения инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы;
  2. Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно. (2, с.175)

При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и  меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

    1. преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
    2. долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
    3. сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
    4. увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического процесса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

    1. при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
    2. для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ. (7, с.174)

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д. Антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, поэтому главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.

 

1.5 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

 

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. (11, с.283).

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения  денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 90-х годах ХХ в.  и в последующие годы нынешнего столетия позволяет разрабатывать достаточно гибкие и  эффективные антиинфляционные меры с учетом опыта высокоразвитых стран и стран с переходной экономикой.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных фактов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры по: регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции; поиску путей импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;  снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей.

Второй комплекс охватывает меры по: регулированию объема и структуры денежной массы; проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам; сокращению скорости оборота денег; регулированию резервных требований; ограничению бюджетного дефицита; регулированию доходов населения; сокращению неплатежей; стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры по: государственному регулированию цен на товары монополистов; регулированию ввоза товаров и услуг; регулированию уровня рентабельности; стимулированию спроса за счет роста производства; ограничению инфляционных ожиданий; ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. (3, с.144)

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:

  1. Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  2. Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  3. Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  4. Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  5. Снижение обменного курса национальной валюты;
  6. Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. (11)

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [12, С.75-76].

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [11]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная полит должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [12, С.76].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации. Однако в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны. Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Информация о работе Особенности политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь