Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы, стадии и процедуры законопроектной деятельности.
Введение
1. Понятие законодательного процесса и виды законов.
2. Стадии законодательного процесса
2.1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
2.3 Принятие закона.
2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.
2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации.
2.6 Подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ.
3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.
3.1. Федеральный конституционный закон.
3.2. Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ.
Заключение
Список литературы и нормативно-правовых актов
2
3
5
5
6
7
11
14
16
17
17
18
19
Законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.
В начале второго чтения
законопроекта в
Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.
После этого Государственная
Дума переходит к рассмотрению поправок,
рекомендуемых ответственным
Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.
Принятый во втором чтении
законопроект направляется в ответственный
комитет для устранения с участием
Правового управления Аппарата Государственной
Думы возможных внутренних противоречий,
установления правильной взаимосвязи
статей и для редакционной правки,
необходимой в связи с
По завершении этой работы
законопроект представляется ответственным
комитетом в Совет
Совет Государственной Думы
назначает третье чтение законопроекта
для голосования в целях его
принятия в качестве закона. При
рассмотрении законопроекта в третьем
чтении не допускаются внесение в
него поправок и возвращение к
обсуждению законопроекта в целом
либо к обсуждению его отдельных
разделов, глав и статей. Если законопроект
не принят Государственной Думой
в третьем чтении, он не подлежит
дальнейшему рассмотрению. В исключительных
случаях по требованию депутатских
объединений, представляющих большинство
депутатов Государственной
Федеральный закон принимается
Государственной Думой
Принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.
2.4. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.
В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.
По федеральным законам,
которые в соответствии со ст. 106
Конституции РФ подлежат обязательному
рассмотрению Советом Федерации, ответственный
комитет вправе принять одно из следующих
решений: рекомендовать Совету Федерации
одобрить федеральный закон, принятый
Государственной Думой; рекомендовать
Совету Федерации отклонить
Рассмотрение принятого
Государственной Думой
По результатам обсуждения
принятого Государственной
Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.
По результатам рассмотрения
принятого Государственной
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета федерации.
В постановлении Совета Федерации
об отклонении федерального закона может
содержаться перечень разделов, глав,
статей по которым необходимо преодолеть
разногласия между Советом
Если при повторном
рассмотрении Государственной Думой
федерального закона, отклоненного Советом
Федерации, Государственная Дума принимает
его с учетом всех предложений
Совета Федерации, ответственный комитет
Совета Федерации подтверждает это
своим заключением и вносит предложение
об одобрении Советом Федерации
принятого Государственной
Если при повторном
рассмотрении Государственной Думой
федерального закона, отклоненного Советом
Федерации, Государственная Дума приняла
его в редакции, учитывающей часть
предложений Совета Федерации либо
содержащей изъятия или новые
положения по отношению к ранее
принятой редакции, федеральный закон
рассматривается Советом
Постановление Совета Федерации
об отклонении или одобрении принятого
Государственной Думой
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.
Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
2.5. Факультативная стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.
В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:
1) создать согласительную
комиссию для преодоления
2) принять федеральный
закон в ранее принятой
3) снять федеральный закон
с повторного рассмотрения
Для преодоления возникших
разногласий по федеральному закону
может быть образована согласительная
комиссия из числа депутатов
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.
По результатам работы
согласительная комиссия составляет протокол,
содержащий предложения о преодолении
разногласий или обоснование
невозможности преодоления
При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.
Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.
Если при повторном
рассмотрении федерального закона, отклоненного
Советом Федерации, Государственная
Дума не приняла его в редакции
согласительной комиссии и выразила
свое несогласие с решением Совета
Федерации об отклонении федерального
закона, он ставится на голосование
в ранее принятой редакции. В этом
случае федеральный закон считается
принятым, если за него проголосовало
не менее двух третей от общего числа
депутатов Государственной
Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается не принятым.
2.6. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.
В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.