Процессы возникновения права
и государства идут параллельно. Вместе
с тем, у разных народов и в разные эпохи
правообразование имело свои особенности,
однако существуют и общие закономерности.
Возникновение права, как и
государства, занимало целые эпохи, испытывало
различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое
схематическое изложение не отражает
всех особенностей происхождения права
у разных народов.
Одним из источников права
были обычаи, сложившиеся в период формирования
древних цивилизаций и освящаемые религией,
и охраняемые государством (обычное право
или правовой обычай). Среди них все большее
значение приобретали обычаи, закрепляющие
неравенство членов сельской общины, привилегии
высших сословий и обязанности низших.
В дальнейшем многие нормы обычного права
составили основу первых писанных законов
(Законы ХII таблиц, «варварские правды»).
Большую роль в формировании
права сыграли судебные органы. Они содействовали
разрушению системы обычаев родового
строя, закрепляя в своих решениях нормы,
которые соответствовали новым порядкам.
Постепенно возникает прецедентное право,
т.е. решение суда по конкретному делу
превращается в общую норму (судебный
прецедент).
С развитием письменности
появляются и первые писанные законы.
Становление государства требовало все
более прочного закрепления правовых
норм, придания им высокой степени формальной
определенности. Возникающее право опиралось
на принудительную силу государства, иначе
бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало
двоякую цель: с одной стороны — закрепление
классового (кастового, сословного) господства
и, с другой — установление и поддержание
единого для всего населения страны порядка
в общественных отношениях, без чего невозможна
нормальная жизнь любого общества [5].
Установлению единого правового
порядка у некоторых народов способствовали
победоносные междоусобные или межгосударственные
войны.
Государственное объединение
племен в единые народы способствовало
и правовой защите их внешнеполитических
интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся
межгосударственных союзов, установления
таможенных правил и т.п. Начинается формирование
зачатков международного права.
Ученые правоведы, такие как:
Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.
выделяют два пути возникновения права:
восточный и западный.
К первому относятся государства,
в которых приоритетным является государственная
собственность на средства производства,
правовые нормы фиксируются в сборниках
(Коран в мусульманских странах, законы
Ману в Индии); ко второму — страны, в которых
приоритетным является частная собственность,
обеспечивающая равные права собственников
[4].
Первый путь был обусловлен
необходимостью вести масштабные ирригационные
работы, низкой орудийной развитостью.
Первоначально возникли должности управляющих
резервными пищевыми фондами, управляющих
распределением продуктов, но со временем
они обособились в особую группу управленцев.
Социальная дифференциация в восточном
обществе происходила на основе политического
неравенства (функциональная система)
— положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности, частная
собственность не играет значимой роли.
Это характерно для тех стран, в которых
господствующее положение занимала государственная
собственность. Основной источник (способ
фиксирования правовых норм) — сборники
нравственно-религиозных положений. Нормы
носят казуальный характер и дополняются
в случае необходимости другими обычаями
или установлениями монарха [3].
Второй путь присущ странам,
где явно доминировала частная собственность,
которая устанавливала равенство собственников,
нормы отличаются более высокой степенью
формализованности и определённости.
Очень хорошо развито гражданское право.
Право возникает в результате имущественного
неравенства, появления частной собственности
и раскола общества на классы. Земля, главным
образом, находится в частной собственности.
Идёт постоянная борьба имущих и неимущих.
Наиболее богатые занимают и наиболее
высокие должности в государственном
аппарате. Афины — классический пример
такого пути возникновения права. Спарта
— это государство отличается от афинского
тем, что основную массу населения составляли
захваченные спартанцами племена. Рим
— здесь складывается похожая ситуация,
но в процесс становления и формирования
права активно вмешивается третья сила
— плебс.
В таких государствах создавалось
более высокое законодательство, в том
числе гражданское, регулирующее имущественные
общественные отношения, а частное Римское
право дожило и до сегодняшних дней.
1.2 Пути возникновения государства
Для этой формы характерны:
общественная форма собственности, существенный
рост производительности труда, оседание
накопленных богатств в руках родоплеменной
знати, быстрый рост населения, его концентрация,
появление городов, становящихся административными,
религиозными и культурными центрами.
И хотя интересы верховного вождя и его
окружения, как и ранее, в основном совпадают
с интересами всего общества, однако постепенно
появляется социальное неравенство, приводящее
ко все большему расхождению интересов
управляющих и управляемых.
Именно в этот период, который
у разных народов по времени не совпадал,
произошло разделение путей развития
человечества на «восточный» и «западный»
[6].
Причины такого разделения
заключались в том, что на «востоке» в
силу ряда обстоятельств (главное из них
— необходимость в большинстве мест крупных
ирригационных работ, что было не под силу
отдельной семье) сохранились общины и
соответственно общественная собственность
на землю. На «западе» же таких работ не
требовалось, общины распались, и земля
оказалась в частной собственности.
Самые древние государства
возникли около 5 тыс. лет назад в долинах
крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда,
Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного
земледелия, которое позволило за счет
повышения урожайности резко — в десятки
раз — повысить производительность труда.
Именно там впервые были созданы условия
для возникновения государственности:
появилась материальная возможность содержать
ничего не производящий, но необходимый
для успешного развития общества аппарат
управления. Поливное земледелие требовало
огромных по объему работ: строительства
каналов, дамб, водоподъемников и других
ирригационных сооружений, поддержания
их в рабочем состоянии, расширения ирригационной
сети и т.п. Все это определяло прежде всего
необходимость объединения общин под
единым началом и централизованного управления,
поскольку объем общественных работ существенно
превышал возможности отдельных родоплеменных
образований. Вместе с тем все это обусловило
сохранение сельскохозяйственных общин
и соответственно общественной формы
собственности на основное средство производства
— землю [7].
В это время наряду с развитием
экономики происходят и социальные изменения.
Поскольку, как и прежде, все произведенное
обобществляется, а затем перераспределяется,
и это перераспределение осуществляется
вождями и старейшинами (к которым позднее
присоединяются служители культа), то
именно в их руках оседает и скапливается
общественное достояние. Возникают родоплеменная
знать и такое социальное явление, как
«власть-собственность», суть которого
в праве распоряжаться общественной собственностью
в силу нахождения на определенной должности
(оставляя должность, человек теряет эту
«собственность»). Наряду с этим в связи
со специализацией управления и повышением
его роли постепенно увеличивается доля
родоплеменной знати при распределении
общественного продукта. Управлять становится
выгодным. А поскольку наряду с зависимостью
всех от вождей и старейшин «по должности»
появляется и экономическая зависимость,
то продолжающая существовать «выборность»
этих лиц становится все более формальной.
Это приводит к дальнейшему закреплению
должностей за определенными лицами, а
потом к появлению наследования должностей.
Таким образом, восточный (или
азиатский) путь формирования государственности
отличался прежде всего тем, что политическое
господство возникло на основе отправления
какой-либо общественной функции, общественной
должности. В рамках общины основным назначением
власти становилось и управление особыми
резервными фондами, в которых концентрировалась
большая часть общественного избыточного
продукта. Это привело к выделению внутри
общины особой группы должностных лиц,
выполняющих функции общинных администраторов,
казначеев, контролеров и т.п. Нередко
административные функции совмещались
с культовыми, что придавало им особый
авторитет. Извлекая из своего положения
ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы
оказывались заинтересованными в закреплении
за собой этого статуса, стремились сделать
свои должности наследственными. В той
мере, в какой им это удавалось, общинное
«чиновничество» постепенно превращалось
в привилегированную замкнутую социальную
прослойку — важнейший элемент складывающегося
аппарата государственной власти. Следовательно,
одной из главных предпосылок как государствообразования,
так и образования классов «по восточному
типу» было использование властвующими
слоями и группами сложившегося аппарата
управления, контроля над экономическими,
политическими и военными функциями.
Административно-государственные
структуры, появление которых жестко обусловливалось
экономической необходимостью, складываются
прежде, чем возникает частная собственность
(главным образом на землю). На протяжении
веков деспотическое государство было
не только орудием классового господства,
но и само служило источником классообразования,
возникновения различных привилегированных
групп и слоев. На Востоке узурпировались
не сами средства производства, а управление
ими.
Экономика основывалась на
государственной и общественной формах
собственности. Существовала там и частная
собственность — верхушка государственного
аппарата имела дворцы, драгоценности,
рабов, однако она (частная собственность)
не оказывала существенного влияния на
экономику: решающий вклад в общественное
производство вносился трудом «свободных»
общинников. Помимо всего, «частный» характер
этой собственности был весьма условен,
поскольку свою должность чиновник терял
обычно вместе с имуществом, а нередко
и вместе с головой.
Не оказывала серьезного влияния
на экономику и частная собственность
других групп: купцов и городских ремесленников.
Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась
в безраздельной власти монарха. Во-вторых,
она также не играла решающей и даже важной
роли: собственность купцов была связана
со сферой не производства, а распределения,
ремесленники же, проживающие в городах,
вносили в общественное производство
заметно меньший вклад, чем общины, тем
более что в состав последних входило
немало ремесленников.
Постепенно, по мере роста масштабов
кооперации, коллективной трудовой деятельности,
зародившиеся еще в родоплеменных коллективах
«зачатки государственной власти» превращаются
в органы управления и господства над
суммами общин, которые в зависимости
от широты экономических целей складываются
в микро- или макрогосударства, объединяемые
силой централизованной власти. В этих
регионах, как уже говорилось, она приобретает
деспотический характер. Авторитет ее
был достаточно высок в силу ряда причин:
достижения в хозяйственной деятельности
объяснялись исключительно ее способностями
к организации, стремлением и умением
действовать в общесоциальных, надгрупповых
целях; принуждение также окрашивалось
идеологически, и прежде всего в религиозных
формах — сакрализация власти: «власть
от Бога», правитель является носителем
и выразителем «Божьей благодати», посредником
между Богом и людьми [3].
В результате возникает структура,
сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя)
— неограниченный монарх, деспот; ниже
(вместо совета старейшин и вождей) — его
ближайшие советники, визири; далее —
чиновники более низкого ранга и т.д., а
в основании пирамиды — сельскохозяйственные
общины, постепенно потерявшие родовой
характер. Основное средство производства
— земля — формально находится в собственности
общин, и общинники считаются свободными,
однако фактически, реально все стало
государственной собственностью, включая
личность и жизнь всех подданных, которые
оказались в безраздельной власти государства,
олицетворенного в бюрократически-чиновничьем
аппарате во главе с абсолютным монархом.
Восточные государства в некоторых
своих чертах существенно отличались
друг от друга. В одних, как в Китае, рабство
носило домашний, семейный характер. В
других, как в Египте, было много рабов,
которые наряду с общинниками вносили
значительный вклад в экономику. Однако
в отличие от европейского, античного
рабства, основанного на частной собственности,
в Египте рабы в подавляющем большинстве
были собственностью государства (фараона)
или храмов.
Вместе с тем все восточные
государства имели много общего в главном.
Все они были абсолютными монархиями,
деспотиями; обладали мощным чиновничьим
аппаратом; в основе их экономики лежала
государственная форма собственности
на основные, средства производства («власть-собственность»),
а частная собственность имела второстепенное
значение [2].
Восточный путь возникновения
государства представлял собой плавный
переход, перерастание первобытного, родоплеменного
общества в государство.
Основными причинами появления
государства здесь были:
— потребность в осуществлении
масштабных ирригационных работ в связи
с развитием поливного земледелия;
— необходимость объединения
в этих целях значительных масс людей
и больших территорий;
— необходимость единого, централизованного
руководства этими массами.
Государственный аппарат возник
из аппарата управления ро-доплеменными
объединениями. Выделяясь из общества,
государственный аппарат становился во
многом противоположным ему по своим интересам,
постепенно обособлялся от остального
общества, превращался в господствующий
класс, эксплуатирующий труд общинников.
Следует указать и на то, что
восточное общество было застойным, стагнационным:
на протяжении веков, а иногда и тысячелетий,
оно практически не развивалось. Так, государство
в Китае возникло на несколько веков раньте,
чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае
имели место существенные социальные
потрясения (иностранные завоевания, крестьянские
восстания, в том числе и победоносные
и т.п.), однако они приводили лишь к смене
царствующих династий, само же общество
вплоть до начала XX в. оставалось в основном
неизменным.
Африканские государства формировались
в основном по тому же «сценарию», однако
исследователи указывают на некоторые
особенности раннего государства Африки,
отличающие его от государства «восточной
деспотии»: верховная власть была не наследственной,
а выборно-наследственной, система управления
строилась на геронтократическом принципе
для нижних уровней, на аристократическом
(меритократическом) — для более высоких.
Кроме того, правители ранних государств
Африки были связаны системой ограничений:
в передвижении, в контактах с населением,
что вытекало из представлений об их сакральности;
в принятии важнейших решений, так как
существовал известный противовес их
власти в лице совета из представителей
родовой знати.