Особенности тоталитарного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 15.86 Кб (Скачать файл)

1.2. Особенности тоталитарных  идеологий и политического сознания.

 

Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных  тоталитарных режимах, их идейные основания  были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя  жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало  любое насилие по отношению к  другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали  установление общества «светлого будущего»  с определяющей ролью пролетариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в  центр созидания нового общества нацию, германскую расу, которая должна была занимать центральное место  в построении «рейха». Таким образом, независимо от занимаемого этими  идеологиями места в идейно-политическом спектре, все они становились  орудием обеспечения интересов  социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий  и насилия над их противниками.

 

Тоталитарные идеологии  относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку  делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько  о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется  свято верить. Конструируя образ  будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные  образы и цели.

 

Такие идеологемы оказываются  чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного  сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее  общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как  правило, усиливается.

 

Непременным фактором роста  влияния тоталитарных идеологем  на общественное мнение является и  их неразрывная связь с авторитетом  сильного лидера, партии, которые уже  успели продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами  «народного счастья».

 

Мифологические идеологии  чрезвычайно конфронтационны. Они  безапелляционно настаивают на своей  правоте и бескомпромиссно настроены  против идейных противников. Одна из их главных задач — развенчание  идей противников и вытеснение конкурентов  из политической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связываются  идеи внешней экспансии соответствующих  сил, их стремление «осчастливить» жизнь  не только своему, но и другим народам. Исходя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оппонентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, — «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные борцы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.

 

Примечательно, что интенсивность  репрессий не менялась из-за признания  «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов  политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители  целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители  культа (священники), представители  либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый  коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними  врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые  якобы несли угрозу рейху.

 

Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях  режимов, методы, применявшиеся ими  для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в  концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий  против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив  на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более  полного соответствия их поведения  и личной жизни провозглашаемым  идеалам. Такая важнейшая для  сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

 

В угоду укоренению новой  системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и  даже страха перед нею. На основе идеологий  не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как  метко писал В. Гроссман, «...государственная  мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала  героев уже свершившихся событий, увольняла  подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды  и на веки веков совершено, преобразовать  и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих  себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

 

Однако, не имея возможности  подкрепить пропагандируемые цели и  идеалы устойчивым ростом народного  благосостояния, раскрепостить гражданскую  активность, утвердить атмосферу  безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.

 

Тоталитарный политический режим может существовать десятилетия, поскольку формирует такой тип  личности, который не мыслит иного  способа правления и постоянно  воспроизводит черты политической культуры и механизм функционирования тоталитаризма даже в резко изменяющихся политических условиях.

 

Характерными чертами  тоталитарного политического сознания личности я вляются абсолютизм, дихотомизм мышления: «свой—чужой», «друг—враг», «красные-белые»; нарциссизм, самолюбование: «лучшая нация», «лучшая страна»; односторонность, одномерность: «одна  идея», «одна партия», «один вождь», некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонам, стереотипность мышления, пропитанного стереотипами пропаганды; ориентация на власть и  силу, жажда этой власти, авторитарная агрессия с одной стороны, а с  другой — постоянная готовность к  подчинению; упрощение, сведение сложного к более простому, схематизм, однолинейность мышления: «Кто не с нами — тот  против нас», «Если враг не сдается— его уничтожают», «Есть человек  — есть проблема. Нет человека —  нет проблемы ...»; фанатизм; исступленная ненависть, подозрительность, перерастающие  в моральный и физический террор против сограждан, друзей и даже родственников; ориентация на «светлое будущее», игнорирование  ценностей сегодняшнего дня.


Информация о работе Особенности тоталитарного режима