Особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:13, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Характеристика данных видов собственности, методы управления, определение ее состава и объектов.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности
2. Методы управления муниципальной собственностью
3. Состав государственной собственности и особенности управления ею
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

управление.docx

— 22.78 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

1. Сущность и  особенности управления государственной  и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности

2. Методы управления муниципальной собственностью

3. Состав государственной собственности и особенности управления ею

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  управления государственной и муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой  совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также  обеспечивать защиту правомочий собственников  в случае их нарушения. Основными  источниками регулирования отношений  собственности в Российской Федерации  являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности  и другие вещные права" (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно  сложная и многослойная система  общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько  взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга. Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:

дать  определение понятиям государственная и муниципальная собственность;

рассмотреть методы управления государственной  и муниципальной собственностью;

определить  состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;

рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

1. Сущность и особенности  управления государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности 

     Российской  Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников  защищаются законом и судом равным образом.

     Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право  владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность  использования имущества и получения  дохода от этого использования и  право распоряжения - возможность  продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

     Согласно  пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной  собственностью в Российской Федерации является:

имущество, принадлежащее на праве собственности  Российской Федерации (федеральная собственность); имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

     При этом от имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные права  и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в  рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с  пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     На  основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право  оперативного управления представляет собой владение, пользование и  распоряжение казенным предприятием или  учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

     Наиболее  полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ "Об общих принципах  организации МСУ в РФ".

     Данный  перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной  собственности и иных объектов. В  частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных  обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др. 

     В законе дано простое перечисление возможных  объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество. Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера  социальной защиты населения  и жилищно-коммунального хозяйства,  основная задача которых состоит  в обеспечении повседневных нужд  населения, удовлетворении потребностей  в жилье, тепле, медицинском  обслуживании, образовании и т.д.

2. Транспорт  и связь, к сфере которых  относится не только общественный  транспорт, но и оказание любых  других транспортных услуг населению.

3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное  питание и строительство, основная  задача которых состоит в обеспечении  нужд населения, неудовлетворенных  в силу различных причин (высокие  цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

4. Недвижимость  и прежде всего земельные ресурсы.

     Государственная собственность подразделяется на федеральную  собственность, т.е. собственность, принадлежащую  Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации  – республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

2. Методы управления муниципальной собственностью

На сегодняшний  день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

1. создание муниципальных предприятий;

2. контракты  с руководителем муниципальных предприятий;

3. договора на передачу прав на имущество;

4. внесение  доли в уставный капитал акционерных обществ;

5. передача  имущества с баланса на баланс и списание;

6. аренда, лизинг;

7. залог,  ипотека;

8. доверительное  управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация муниципальных предприятий

Вторая  группа методов включает:

1. муниципальный  заказ;

2. нормативы  отчислений от прибыли муниципальных  предприятий в городской бюджет;

3. дотации;

4. нормативы  платежей за использование муниципальной собственности;

5. местное  налогообложение;

6. экономические санкции, штрафы.

Аренда  и субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных  бюджетов, поэтому управление муниципальной  собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

     В качестве перспективного направления  можно назвать создание предприятий  смешанной формы собственности  в различных сферах городской  экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может  принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального  аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.

     Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта  собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально  способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может  передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при  этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

     Наряду  с перечисленными способами собственник  вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

     - внесение имущества в качестве  вклада в уставный капитал  хозяйственных обществ;

     - продажа (приватизация) имущества;  его дарение; безвозмездная передача  в собственность других лиц  (в случаях, когда это допускается  федеральным законодательством).

     Цель  муниципальной политики в области  управления собственностью – получение  максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как  в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована. 

     3. Состав государственной собственности и особенности управления ею 

     Вопрос  о сравнительной эффективности  государственных и приватизированных  предприятий в переходной экономике  является весьма спорным. Достоверных  и однозначных аргументов для  предпочтения того иди иного организационно-правового  статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально  функционирующего рынка в странах  Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных  предприятий приводит к росту их эффективности.

     Масштабное  сокращение госсектора в развитых странах  в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного  и бесконтрольного вмешательства  в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в  современных условиях она зависит  скорее не от "инстинкта собственника", а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности  собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.

     В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в  АО с различными объемами государственных  пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.

     Заключение

     На  современном этапе развития российской экономики все больше проявляется  негативная тенденция снижения эффективности  управления и использования государственной  и муниципальной собственности  по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия  и учреждения данных форм собственности  являются в настоящее время практически  единственными поставщиками товаров  и услуг, как для населения, так  и для самого государства, поэтому  решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности  приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью