Особенности функционирования религиозных организаций в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:06, реферат

Краткое описание

Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, что оказало существенное влияние на отношения между государством и религией. На смену антагонистическим отношениям между этими двумя явлениями пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки. В общество пришло осознание необходимости создания различного рода институтов религиозного характера, отличных от церкви.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1.Общетеоретические основы………………………………………………………………………4-5
2.Порядок формирования религиозных организаций……………………………….....6
2.1. Религиозные общины…………………………………………………………………………..6-7
2.2. Религиозные объединения…………………………………………………………………..7-8
3.Осуществление деятельности религиозных организаций……………………………………………………………………………………………………..9
3.1. Устав религиозной организации………………………………….…………………………9
3.2. Уполномоченный по делам религий и национальностей…..…………….9-11
4.Порядок упразднения религиозных организаций…………………………………12-13
Заключение……………………………………………………………………………………………………..14
Список использованных источников………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности функционирования религиозных организаций в Республике Беларусь.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             3. Осуществление деятельности религиозных организаций 

3.1. Любая религиозная организация подчиняет свои действия уставу, принятому этой организацией. Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями.

Устав религиозной  организации, создаваемой религиозным  объединением, утверждается органом  управления религиозного объединения.[1, ст.20, ч.2,3.]

Вне зависимости  от разновидности религиозной организации, ее устав должен содержать следующие  признаки:

  • полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации;
  • место нахождения;
  • цели, задачи и основные формы деятельности;
  • принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями);
  • территория деятельности;
  • структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;
  • источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации;
  • орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;
  • порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации;
  • порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.[1, ст.20, ч.4]
 

В Республике Беларусь существует определенный государственный орган, осуществляющий свои полномочия и действия в отношении религиозных организаций. О нем уже упоминалось выше, однако теперь, я считаю необходимым описать этот орган, его полномочия.

      3.2. Основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:

      1. участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;

      2. обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

      3. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

      4. контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

      5. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

      6. в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;

      7. внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

      8. оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

      9. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;

     10. предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.[6, ст.5] 

Уполномоченный  по делам религий и национальностей  и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

  • участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;
  • определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;
  • дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
  • получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;
  • участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;
  • организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;
  • изучает зарубежный опыт;
  • готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;
  • разрабатывает практические рекомендации в сфере этноконфессиональных отношений;
  • содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;
  • содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;
  • обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;
  • осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;
  • выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;
  • обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;
  • дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;
  • принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций;
  • по просьбе религиозных организаций оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов.
  • осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.[6, ст.6]
 
 

          4. Порядок упразднения религиозных  организаций 

Религиозная организация может быть ликвидирована:

  • по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;
  • по решению суда в случаях:
  • повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
  • осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства;
  • осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
 

Обращаться  в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет  право орган, осуществивший ее регистрацию. 

Дела о  ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными  комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским  органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом  Республики Беларусь.[1, ст.23] 

В юридической  практике также возможны случаи, при  который религиозная организация  не ликвидируется, а лишь приостанавливает свою деятельность.

В случае приостановления  деятельности религиозная организация  не вправе осуществлять религиозную, предпринимательскую  и иную деятельность, выступать в  качестве учредителя средств массовой информации и иных юридических лиц, перечислять с текущего банковского (расчетного) счета денежные средства иным лицам, за исключением случаев  уплаты платежей в бюджет, государственные  внебюджетные фонды и иных обязательных платежей, расчетов по ранее заключенным  гражданским и трудовым договорам, возмещения вреда, причиненного действиями религиозной организации.

В случае принятия судом решения об отказе в ликвидации религиозной организации религиозная  организация возобновляет свою деятельность, приостановленную в соответствии с настоящим Законом, с момента вступления в законную силу решения суда.[1, ст. 38] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Заключение 

Проанализировав собранные данные, я сделал ряд  выводов. Во-первых, религиозные организации  имеют широкое распространение  на территории Республики Беларусь. Во-вторых, для свободного формирования религиозной организации нет серьезных препятствий, что свидетельствует о политике свободы совести. В-третьих, религиозные организации помогают людям удовлетворить свои религиозные потребности, и даже иногда помогают получить образование. Белорусы принадлежат к славянской этноязыковой общности, для которой характерен высокий уровень религиозной потребности. И для удовлетворения данного рода потребностей государство наделяет народ правами и свободами на формирование религиозных организаций. В целом, для осуществления их деятельности, государство создает все условия, которые наиболее заметны, сравнивая аналогичную сферу жизни в период СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список использованной литературы 

1. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г. № 134 (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1993.– №2, – Ст.18; НРПА Республики Беларусь. – 2002. – № 123, 2/886. 

2. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994

N 3254-XII(ред. от 08.05.2007) // Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, 2005, N 120, 2/1133; 2007, N 120, 2/1324 

3. Гражданский  кодекс  Республики Беларусь 

4. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.: С изм. и доп. Принята на респ. референдуме 24 ноября 1996 г. С изм. респ. референдума 17 октября 2004 г. // НРПА Республики Беларусь. 1999. №1, 1/0. 

5. О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь 17 декабря 1992 г. N 2055-ХII //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1993 г. 

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля

2006 г. № 891 «Об  утверждении Положения об Уполномоченном  по делам

религий и национальностей  и его аппарате». 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности функционирования религиозных организаций в РБ