Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы…………………………………………......24

Вложенные файлы: 1 файл

Теория отраслевых рынков Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.10

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются: преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права); нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым. В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог. Бессмысленно и дробить естественные монополии

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2012. - №6. – С. 3-12
  2. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2012г.
  3. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2003г.
  4. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. Учебник для ВУЗов. Под ред. Аузана А.А. М.:Инфра–М, 2009г.416 с.
  5. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010г.
  6. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфра–М, 2007г. 704 с.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2011г.
  8. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).
  9. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2010г.
  10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 456 с.
  11. Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты, М.: Дело, 2009г.
  12. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Borysov/index.html - «Экономическая теория», Борисов Е.Ф.
  13. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Economy/c21.html - Экономика – Журавлева Г.П.
  14. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/c19.html - Экономическая теория, Акулов В.Б., Акулова О.В.

1 Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2012г.

2 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2011г.

3 Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2010г.

4 Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).

5 Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. Учебник для ВУЗов. Под ред. Аузана А.А. М.:Инфра–М, 2009г.416 с.

6 Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2010г.

7 Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. Учебник для ВУЗов. Под ред. Аузана А.А. М.:Инфра–М, 2009г.416 с.

8 Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфра–М, 2007г. 704 с.

9 http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Borysov/index.html - «Экономическая теория», Борисов Е.Ф.

10 Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010г.


Информация о работе Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур