Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
статус полномочие парламент федеральное собрание
Введение
с.3
Глава 1
1. Парламентаризм в зарубежных государствах
с.5
1.1 Понятия «парламент и «парламентаризм»
с.5
1.2 Структура и порядок формирования парламентов
с.7
1.3 Статус парламентария, функции и полномочия парламентов
с.10
1.4 Полномочия парламента
с.12
1.5 Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран
с.13
Глава 2
2. Развитие парламентаризма в Российской Федерации
с.18
2.1 История российского парламентаризма
с.19
2.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
с.21
2.3 Статус парламентариев
с.26
Заключение
с.27
Список используемой литературы
Примирительная процедура имеет место в тех бикамеральных парламентах, где обе палаты обладают одинаковыми правами и соглашение между ними может быть достигнуто только на основе компромисса. Если одна из палат окончательно отвергает законопроект и не идет на уступки, то такой законопроект считается отвергнутым и в силу принципа дисконтинуитета не может быть внесен вновь на той же сессии парламента. Принятие согласованного текста законопроекта осуществляются разными методами.
Метод челнока состоит в том, что спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо пока законопроект не будет отвергнут окончательно. Процедура челнока весьма сложна и громоздка. Примирение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что отвлекает палаты от их повседневных дел и затягивает законодательный процесс.
Метод согласительных комитетов состоит в том, что процедура примирения осуществляется не самими палатами, а по их поручению особыми органами, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями. Подобный способ применяется в Конгрессе США. В случае принятия билля Палатой представителей и Сенатом в разных версиях председатели обеих палат назначают на паритетных началах согласительный комитет. О принятом решении согласительный комитет докладывает палатам, которые могут либо принять его предложение, либо отклонить целиком. За палатами сохраняется право вернуть билль согласительному комитету для повторного рассмотрения.
Процедура преодоления возражений верней палаты применяется в тех бикамеральных парламентах, где верхней палате предоставлена роль сдерживающего начала. Возражения верхних палат в этих парламентах могут быть преодолены нижними палатами в соответствии с установленными процедурными правилами.
Существует два основных способа преодоления возражений верхних палат. Возражение верхней палаты преодолевается самой нижней палатой посредством повторного принятия спорного законопроекта. Эта система применяется в подавляющем большинстве двухпалатных парламентов. Наиболее типичными являются английский и французский варианты.
6. Санкционирование и промульгация законов, принятых парламентами, представляют собой заключительную стадию законодательного процесса и осуществляются обычно главами государств. Так, ст. 73 Конституции Итальянской Республики содержит по этому вопросу следующее типичное для большинства стран положение: «Законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения. Если палаты, каждая абсолютным большинством своих членов, объявляют закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе. Законы публикуются немедленно после промульгации и вступают в силу на пятнадцатый день после их опубликования, если в самом законе не установлен другой срок».
Таким образом, парламентаризм, являясь фундаментальным понятием в государствоведении и политологии, представляет собой одно из сложнейших явлений общественно-политической жизни. Полномочия парламента в демократическом государстве важны и разнообразны: парламент является представительным органом граждан, исполняет законодательную и контрольную функции, является неотъемлемым и важнейшим элементом механизма разделения и взаимдействия властей. Однако при различных формах правления, исторических и политических традициях полномочия парламентов, их фактическая роль в жизни страны выглядят по-разному. В одних странах парламенты исполняют номинальные функции, в других их полномочия широки, и законодательные органы олицетворяют реальную политическую власть.
Проблемы теории и практики становления российского парламентаризма, его правовых, политических и организационных аспектов в последние годы стали предметом пристального внимания специальных научных исследований.
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.
Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. Хроника его становления и развития связана со следующими основными событиями жизни страны. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым провозглашалось создание Государственной Думы. Как уже было отмечено, 23 апреля 1906 г. были приняты Основные законы Российской империи, в которых закреплялась принадлежность императору верховной самодержавной власти. Царю принадлежала власть во всем ее объеме. В ст. 7 говорилось, что царь «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В ст. 86 указывалось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Выборы в I Государственную Думу проходили в феврале-марте 1906 г. на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г. Право участвовать в выборах имели рабочие и служащие от тех фабрик и заводов, где было не менее 50 рабочих. Устанавливался ценз оседлости: для крестьян - 1 год, для рабочих - 6 месяцев. Избирательным правом не обладали: лица, не достигшие 25 лет; женщины; учащиеся; лица, состоявшие на действительной военной службе. I Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., затем она была распущена и назначены выборы во II Государственную Думу. В составе I Думы было 478 депутатов, из них 179 - от партии кадетов, 63 - автономистов (представителей групп Царства Польского, Украины, Прибалтики и т.д.), 16 - октябристов, 97 - трудовиков, 18 - социал-демократов, 105 - беспартийных. II Государственная Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 г. III Государственная Дума проработала полный пятилетний избирательный срок - с 1.11.1907 г. по 9.06.1912 г. К ее ведению относились следующие вопросы: принятие новых законов; изменение, дополнение и отмена действующих законов; утверждение штатов; рассмотрение государственного бюджета и финансовых смет министерств и главных управлений; утверждение уставов акционерных обществ, компаний; другие вопросы, вносимые на рассмотрение Думы царем. Законопроекты, принятые Думой, вступали в силу после одобрения их Государственным Советом и царем. Дума не имела права принимать новые законы и отменять старые, касавшиеся основных государственных законов. В III Государственной Думе работали депутаты от 11 партий и групп. Было проведено 5 сессий Думы. Государственная Дума состояла из общего собрания и канцелярии. Общее собрание образовывало постоянные и временные комиссии. Ежегодно избирались председатель Государственной Думы и два его товарища. На 5 лет избирались секретарь и товарищи, которые ведали делами Думской канцелярии. IV Государственная Дума проработала с 15.11.1912 г. по 6.10.1917 г. Роль Верхней палаты играл Государственный Совет, который одобрял законы. Совет состоял из двух частей: одна половина членов назначалась царем, другая выбиралась сроком на 9 лет. Каждые 3 года треть выборных членов переизбиралась. Выборные члены Государственного Совета избирались от пяти курий: 1) православное духовенство; 2) губернские, земские собрания; 3) дворянские общества; 4) Академия наук и университеты; 5) комитеты и советы торговли и промышленности, биржевые комитеты, купеческие управы. В случае разногласия между Государственной Думой и Государственным Советом дело передавалось в согласительную комиссию. Законопроект считался отклоненным, если не было достигнуто соглашение, а также, если принятый Думой и Советом закон не утверждался царем. Ежегодно из членов Государственного Совета царь назначал председателя и вице-председателя Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял Государственный секретарь. 1.09.1917 г. «директория» во главе с А.Ф. Керенским, образовавшаяся из состава Временного правительства, объявила Россию республикой. 14.09.1917 г. было созвано Всероссийское демократическое совещание представителей социалистических партий, городских дум, Советов, профсоюзов, армейских организаций. На совещании был выделен предпарламент - Временный Совет республики. Своим постановлением от 6 октября 1917 г. Временное правительство распустило Государственную Думу, тогда же был упразднен Государственный Совет. 7-8 ноября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов объявил о низложении Временного правительства и переходе власти в руки Советов. Съезд образовал новое правительство России - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным, избрал ВЦИК под председательством Л.Б. Каменева. Парламентский путь развития России был прерван. Более 70 лет в России существовала система Советов - единых органов государственной власти снизу доверху. В современных условиях государственного строительства важно учесть тот позитивный опыт парламентаризма, который зародился в России в начале XX столетия, и использовать его в становлении и деятельности российского парламента, который возродился в нашей стране в преддверии XXI века.
2.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
Впервые в истории нашей страны понятие «парламент» применительно к представительному и законодательному органу Российского государства закрепила Конституция РФ 1993 г. (ст.94).
Федеральное Собрание РФ характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России и формируется на основе участия населения во всеобщих выборах, прежде всего, депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъектов РФ: так формируется Совет Федерации, в который входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ - один от законодательной власти субъекта, другой - от исполнительной власти субъекта. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Оно законодательно регулирует жизнь страны, является единственным органом, который принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Российский парламент выполняет также некоторые контрольные функции, хотя Конституция и не определяет его как контрольный орган:
- утверждение федерального бюджета и заслушивание отчета Правительства о его исполнении;
- участие обеих палат в формировании органов государственной власти;
- решение вопроса о доверии Правительству как формы его ответственности перед Государственной Думой;
- утверждение Советом Федерации некоторых указов Президента;
- рассмотрение вопросов федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификация международных договоров.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Заседания палат проводятся раздельно. Заседания открытые. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Обе палаты образуют единственный совместный конституционный орган - Счетную палату - для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ч.5 ст.101 Конституции). Счетная палата состоит из:
- Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;
- заместителя Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации;
- аудиторов Счетной палаты, одна половина которых назначается Государственной Думой, а другая - Советом Федерации.
Организация и деятельность Счетной палаты регулируются ФЗ от 11 995. «О Счетной палате РФ». В соответствии с ФЗ от 5.2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания палаты и ведают ее внутренним распорядком.
Порядок деятельности Совета Федерации определяется его Регламентом. Деятельность Совета Федерации обеспечивается его аппаратом. Постановлениями Совета Федерации образуются различные комитеты:
- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
- по вопросам безопасности и обороны;
- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
- по вопросам социальной политики;
- по вопросам экономической политики;
- по международным делам;
- по делам Содружества Независимых Государств;
- по аграрной политике;
- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
- по делам Севера и малочисленных народов.
Совет Федерации образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам. В соответствии со ст.102 Конституции к его ведению относится:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления. Но полномочия Совета Федерации этим не исчерпываются. В соответствии со ст.105 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в течение 5-ти дней, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ряд законов (ст.106) подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней, считаются одобренными им.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Из своего состава Государственная Дума избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Порядок деятельности Государственной Думы определяется ее Регламентом. Обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат. В соответствии с Регламентом Государственной Думы образуется, как правило, около 25 комитетов: по законодательству; по государственному строительству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по энергетике, транспорту и связи; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления и др.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы, в который входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов. К ведению Государственной Думы в соответствии со ст.103 Конституции относится:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления. Государственной Думой принимаются федеральные законы (ст.105 Конституции РФ). Главное направление работы Государственной Думы - это законодательная деятельность. Государственная Дума внесла немалый вклад в создание законодательной базы современной России. Это выразилось, в частности, в принятии новых Гражданского, Уголовного, Семейного, Уголовно-исполнительного, Бюджетного, Налогового (часть I), Лесного, Воздушного, Градостроительного, Арбитражного процессуального кодексов, Кодекса торгового мореплавания и др.
Информация о работе Парламентаризм в современных государствах