Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование парламентской республики как одной из форм правления в современном мире и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) определить понятие и виды форм правления, проследить историю возникновения и развития республики.
2) дать характеристику парламентской республики, рассмотреть ее признаки;
3) изучить особенности, достоинства и недостатки парламентской республики, уделив внимание таким понятиям как «парламентский кризис», «правительственный кризис».
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды форм правления………………………………………….6
2. Признаки парламентской формы правления……………………………..12
3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики…15
Заключение…………………………………………………………………….19
Нормативные акты и литература…………………………………….………20
Московская финансово-юридическая академия
Калининградский филиал
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине «Теория права и государства»
Студент 26Юрк5330 группы 1 курса
Рыкова Анастасия Сергеевна
(Фамилия, имя, отчество)
Нестеровский р-н, п. Чернышевское, ул. Калининградская, д.9, кв.3
(Домашний адрес)
тел. 89622655232
(Телефон)
Номер зачетной книжки 12672831
Тема: Парламентская республика.
Рецензент _________________
__________________________
оценка
__________________________
дата
__________________________
подпись рецензента
Калининград, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и виды форм правления………………………………………….6
2. Признаки парламентской формы правления……………………………..12
3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики…15
Заключение……………………………………………………
Нормативные акты и литература…………………………………….………20
Введение
Любое государство,
помимо его сущности и социального назначения,
характеризуется также некоторыми внешними
признаками. Совокупность его внешних
характеристик, определяющих порядок
формирования и осуществления государственной
власти, административно-
Форма государства
характеризует отношения между людьми
и государством в процессе управления
ими, способы организации высших органов
государственной власти, административно-
Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.
В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам:
1) форма правления, характеризующая порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением;
2) форма государственного (территориального) устройства, отражающая территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;
3) форма государственного (политического) режима, представляющая собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Данная курсовая работа посвящена такой форме правления, как республика, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту, которые осуществляют контроль над правительством, – существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
В данной курсовой работе будет рассмотрена такая разновидность республиканской формы правления, как парламентская республика. Актуальность исследования данной темы состоит в том, что на сегодняшний день существует множество государств, в которых исторически в силу комплекса факторов экономического, социального, политического, национально-этнического, культурного и религиозного характера сложилась такая форма правления как парламентская республика.
Однако, несмотря на возрастающий интерес в современной науке к такой разновидности формы правления, данная тема не является достаточно проработанной. Большинство работ, посвященных парламентской республике как форме правления, раскрывают только отдельные аспекты изучаемого вопроса, без исследования общих закономерностей.
Целью курсовой работы является исследование парламентской республики как одной из форм правления в современном мире и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) определить понятие и виды форм правления, проследить историю возникновения и развития республики.
2) дать характеристику парламентской республики, рассмотреть ее признаки;
3) изучить особенности, достоинства и недостатки парламентской республики, уделив внимание таким понятиям как «парламентский кризис», «правительственный кризис».
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
1. Понятие и виды форм правления
Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается «организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов»1.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически.
Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах, претерпевая весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества. На сегодняшний день характеризуется следующими основными признаками:
1) главой государства является монарх;
2) власть монарха передается по наследству, или династически;
3) деятельность монарха не ограничена определенным сроком: он исполняет свои обязанности пожизненно.
Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.
Ограниченная монархия является такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии бывают дуалистические и парламентские.
Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:
1) монарх выполняет функции реального главы государства;
2) наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
3) некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
4) члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом2.
Парламентарная монархия – это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются:
1) наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
2) парламент избирается народом;
3) правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
4) правительство несет ответственность перед парламентом;
5) действует принцип разделения властей;
6) властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.)3.
Республика, в свою очередь, представляют такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, иными словами, источником власти выступает суверенный народ4.
В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.
В прошлом формы республики были весьма разнообразны. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и республики. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, и т. д.
Древние республики были двух видов, настолько отличных друг от друга, что создатель первой научной классификации государств – Аристотель – поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией5. Эти две формы – аристократия и демократия, рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия, по Аристотелю, – выродившаяся форма аристократии.
Римские писатели по государственному праву также не проводили границы между республикой и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово «республика» означала просто – «государство».
В демократических республиках суверенитет принадлежал народу, то есть всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства. Верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве. Фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги).
В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической республик не было. Существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской республик шла ожесточенная борьба: сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе всё большее значение.
Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от республик нового и новейшего времени:
1) все древние республики были построены на рабстве, политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении;
2) интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических республиках личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики. Как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами;
3) древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан6.
После гибели древних республик в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные республики, как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии (Гамбург, Бремен, Любек). Демократическими республиками были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.).
На сегодняшний день республики принято разделять на президентские и парламентские.
Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства: