Парламент России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:57, доклад

Краткое описание

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законотворческая деятельность. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Парламент России.docx

— 25.11 Кб (Скачать файл)

Парламент России.

Определение и  значение Парламента

В разных странах парламент  имеет разное название: Риксдаг (Швеция), Конгресс (США), Меджлис (Туркмения), Сейм (Литва, Латвия, Польша)… В России парламент называется Федеральное собрание.

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законотворческая деятельность. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Российский Парламент  функционирует относительно небольшой  промежуток времени - с момента принятия Конституции 12 декабря 1993 года.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

  1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
  2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
  3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Структура, функции  палат Парламента

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  • Совет Федерации (формально считается высшей палатой).
  • Нижняя палата (формально считается низшей палатой) - Государственная Дума.

Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной  власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Контрольные функции - другое направление  деятельности Федерального Собрания. Парламентский контроль - традиционная функция органов законодательной власти, вполне вписывающаяся в осуществление принципа разделения властей и их взаимодействие. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже может рассматриваться как своеобразная форма контроля над соблюдением прав человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам Правительства РФ Компетенция Федерального Собрания и его палат.

Полномочия палат Парламента

В соответствии со ст.102 Конституции  РФ, к ведению Совета Федерации относятся:

  1. утверждение изменения границ между субъектами России;
  2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении ЧП;
  4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории Российской Федерации;
  5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
  6. вопросы отрешения Президента Российской Федерации от должности;
  7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  8. назначение на должность, а так же освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К компетенции Государственной Думы относится решение следующих вопросов (ст.103 Конституции РФ):

  1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  2. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  4. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  5. объявление амнистии;
  6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  7. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Порядок формирования палат Федерального собрания

В Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.  Членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Государственная Дума является палатой общенародного представительства, депутаты Госдумы избираются населением. В нижней палате парламента - Государственной Думе - через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов Конституция Российской Федерации, ст.95.

Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.

Активное избирательное право  наступает в 18 лет, а пассивное - в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права  избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока.

Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным  законом.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может  быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель  от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации  от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ // http://www.constitution.ru/
  2. Компетенция Федерального Собрания и его палат. // http://net.ucoz.lv/load/8-1-0-56
  3. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума. Официальный сайт. // http://www.duma.gov.ru/
  4. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации // http://www.council.gov.ru/

Информация о работе Парламент России