Патриархальная теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Существует множество теорий происхождения государства. На сегодняшний день теорий происхождения государства более десятка, все они, в той или иной мере, (а вместе взятые - достаточно полно) отражают различные факторы возникновения государства.
1) Теологическая теория - одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века.

Содержание

Введение

Основная часть
Авторы и сторонники Патриархальной теории.
Время появления и развитие этой теории.
Суть теории.
Плюсы и минусы теории.
Вывод
Заключение

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная_ТГП.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Суть теории

 

  Название патриархальной теории происходит от греческого слова patriarches - глава рода. Патриархальная теория представляет государство как естественную форму жизни людей, вне которой их общение и существование невозможно.        

  Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. Государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Отсюда власть государя - есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота правителя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

В связи с этим, можно утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.) является продолжением отцовской власти в семье и согласно данной теории:                                                                                                        – монарх является отцом всего мира (своих подданных);                                                                                                                 – благосостояние общества невозможно без монаршей (отцовской) заботы;                                        – монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);                     – власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;                                                                        – подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу (беспрекословно).

  Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства подобны отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, решать все проблемы,  а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

  В целом такая теория (как и многие отжившие своё традиции) рано или поздно обрекала людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывала уверенность в себе, снижала у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

 

     

 

 

 

 

Плюсы и минусы патриархальной теории

      

   К плюсам данной теории можно отнести, что она:                                                                                                                    – способствует сплочению общества;                                                                                                        – способствует уважению, почитанию государственной власти;                                                                – поддерживает веру людей в нерушимость мира;                                                                          – культивирует дух родства, братства, взаимосвязи членов общества (как членов семьи).    

 

  Главными минусами теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

   Этому противоречат следующие факты:                                                                                          – в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;                                     – монарх – представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье;                                                                                                       – отец действительно является основателем рода;                                                                                        – монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;                                                                        – монарх не является родственником подавляющего большинства населения;                                           – зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;                                                                             – власть отца неформальна и непосредственна;                                                                                            – власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения10.

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

        

Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо видим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось разносторонне и многообразно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория была не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории.

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощали процесс происхождения государства, по сути дела, переводили понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествлялись соответственно с категориями «государь», «подданные». В действительности, главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь, а государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства . Стоит так же отметить, что в современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права 11.

И, тем не менее, правдоподобность этой теории велика. Она, несомненно, несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что была сформулирована в III в. до н. э. И, наконец, следует заметить в оправдание основателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики, а остатки родового строя, в то время были сильны. Авторы, как бы списывали свою теорию с окружающей действительности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, и совершают свои действия в соответствии с правовыми предписаниями и требованиями. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. А так как государство явление многогранное, рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства 12. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства13.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Величайшие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую суть человеческих отношений14.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть разложено на  противостояние двух принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснении государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка путем насилия, или  путем принуждения. С этой точки зрения государство и право являются орудиями и средствами в руках одной части общества для воплощения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть такого государства составляет сила принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство обеспечивает порядок в обществе путем «разрешения» противоречий, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, государственное  право выражает общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства составляет общественное согласие, компромисс. Более четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1.Алексеев  С.С.  и  др.  Теория  государства  и  права.  Учебник.,  -  М.,

    1997.  -  С.563

14.Гончаров  Д.  В.,  Гоптарева.  И.  Б.  Введение  в  политическую  науку.,  -  М.  -  Юрист., 1996.  -  С.184

9.Ильин  В.  В.  Власть  //  Вестник  МГУ.,  -  Сер.  12.  - Социально- политические  исследования.  -  1992.  -  №3.  -  С.10

2.Ильин  В.  В.  Власть  //  Вестник  МГУ.,  -  Сер.  12.  - Социально- политические  исследования.  -  1992.  -  №3.  -  С.12

13.История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца.,

-  М.:  Издательство  Норма,  2000.  -  С.268

8.Краснов  Б.  И.  Теория  власти  и  властных  отношений  // Социально- политический  журнал.  1994.  -  №3 - 6 -  С.80

11.Краснов  Б.  И.  Теория  власти  и  властных  отношений  // Социально- политический  журнал.  1994.  -  №3 - 6 -  С.81

12.Новгородцев  П.И.  Об  общественном  идеале. - М.:  Пресса,  1991.   С.284

7.Общая теория права и государства. Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002., -  С.516

4.Платон.  Сочинения. -  М.:  Наука,  1994.  Т.  3.  -  С.68

3.Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002., -  С.776

9.Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2002., -  С.592

6.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982., -  С.257

5.Интернет-ресурсы

 

 

                 

1 Алексеев  С.С.  и  др.  Теория  государства  и  права.  Учебник.  -   М.,    1997.  -  С.563

2 Ильин  В.  В.  Власть  //  Вестник  МГУ.,  -  Сер.  12,. - Социально- политические  исследования.  -  1992.  -  №3.  -  С.12

3 Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002., -  С.776

4 Платон.  Сочинения.  М.:  Наука,  1994.  Т.  3.  -  С.68

5  Интернет-ресурсы

6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982., -  С.257

7 Общая теория права и государства. Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002., -  С.516

8 Краснов  Б.  И.  Теория  власти  и  властных  отношений  // Социально- политический  журнал.  1994.  -  №3 - 6 -  С.80

9 Ильин  В.  В.  Власть  //  Вестник  МГУ.  -  Сер.  12.  -  Социально - политические  исследования.  -  1992.  -  №3.  -  С.10

10 Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002., -  С.592

11 Краснов  Б.  И.  Теория  власти  и  властных  отношений  // Социально- политический  журнал.  1994.  -  №3 - 6 -  С.81

12 Новгородцев  П.И.  Об  общественном  идеале. - М.:  Пресса,  1991.   С.284

13 История  политических  и  правовых  учений.  Под  ред.  В.С.  Нернесянца., -  М.:  Издательство  Норма,  2000.  -  С.268

14 Гончаров  Д.  В.,  Гоптарева.  И.  Б.  Введение  в  политическую  науку.,  -  М.  -  Юрист., 1996.  -  С.184


Информация о работе Патриархальная теория происхождения государства