Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГБОУ «Байкальский государственный
университет экономики и права»
Колледж бизнеса и права
Информационно-гуманитарное
отделение
Специальность: Юриспруденция
Специализация: Право и организация
социального обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЕНСИИ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ
Руководитель
курсовой работы:
_____________________ преподаватель
Н. С. Бубаева
Студент:
______________________ Л.А. Хороших
Иркутск, 2014 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
Глава I. Правовой
статус федеральных государственных служащих5
§1.1. Понятие
государственной службы, ограничения
связанные с государственной службой5
§1.2. Социальные гарантии для
государственных служащих10
Глава II. Особенности
пенсионного обеспечения государственных
служащих по выслуге лет14
§2.1. Условия
и порядок определения размера пенсии
за выслугу лет, назначаемой государственным
служащим………………………………...14
§2.2. Порядок
формирования пенсии за выслугу лет федеральным
государственным служащим19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………..…………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость существования
государственной службы и ее правового
регулирования обусловлена самим существованием
государства с его задачами и функциями.
Весь мировой опыт и состояние общественных
отношений, даже в странах с высокой культурой
демократии, показывают, что современное
общество не может нормально функционировать
и развиваться вне государства, государственного
аппарата и определяемых ими рамок поведения.
Для того чтобы Российская Федерация стала
демократическим, социальным, правовым
государством, вне всякого сомнения, необходим
достаточно мощный, квалифицированный
и нравственный государственный аппарат,
аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший
до проведения радикальных политических,
экономических и социальных реформ.1
Вполне оправдано одной из приоритетных
задач кадровой политики, считать создание
системы социальной защиты государственных
служащих. Конечно, трудно говорить о социальной
защите государственных служащих в стране,
где свыше 30 процентов населения живет
за чертой бедности и нуждается в социальной
поддержке государства. Но, по-моему, мнению,
актуальность проблемы и состоит в том,
что только наличие сильной социальной
и правовой защищенности государственных
служащих создает условия для притока
и закрепления на государственной службе
наиболее компетентных и добросовестных
граждан, способных стать связующим звеном
государства с населением, обслуживая
государство, обслуживать и защищать права
и законные интересы человека в этой стране.2
Объектом исследования являются
государственные служащие, лица, которые
обеспечиваются пенсией за выслугу лет.
Предметом - социальная защита
служащих органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов.
Целью данной работы определение
места и роли пенсионного обеспечения
федеральным государственным служащим
за выслугу лет в системе социальной защиты
населения.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательно-правовую
основу пенсионного обеспечения федеральных государственных
служащих;
- выявить проблемы, возможности
и особенности пенсионного обеспечения
федеральных служащих за выслугу лет.
Глава I. Правовой статус
федеральных государственных служащих.
§1.1. Понятие государственной
службы, принципы государственной службы,
ограничения связанные с государственной
службой.
Под государственной службой
понимается профессиональная деятельность
по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов.3 Государственной должностью
называется только должность в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Федерации,
а также в иных государственных органах,
образуемых в соответствии с Конституцией,
с установленным кругом обязанностей
по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа, денежным
содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей. 4
Существуют четыре характерных
признака государственной должности:
- Ее принадлежность только государственному
органу;
- Объем полномочий ограничен
тем кругом обязанностей, которые вытекают
из полномочий данного государственного
органа;
- Оплата труда по исполнению должностных
обязанностей производится за счет средств, предусмотренных
соответственно федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов Федерации;
- Государственный служащий за
действия (бездействие), связанные с исполнением должностных
обязанностей, несет ответственность
в соответствии с законодательством.5
Согласно статьям 10 и 11 Конституции,
к числу государственных органов относятся
органы трех ветвей власти - законодательной,
исполнительной, судебной - как федерального
уровня, так и уровня субъектов Федерации.
Органы местного самоуправления, согласно
статье 12 Конституции, не входят в систему
органов государственной власти.
К числу «иных» государственных
органов, образуемых в соответствии с
Конституцией, относятся:
Центральный банк Российской
Федерации
Совет Безопасности Российской
Федерации;
Администрация Президента Российской
Федерации;
Полномочные представители
Президента Российской;
Дипломатические представители
РФ в иностранных государствах и международных
организациях;
Счетная палата РФ;
Прокуратура РФ;
Аппарат правительства РФ;
Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбиркома
РФ.
Юридическое закрепление в
положениях и должностных инструкциях
конкретных должностных обязанностей
и прав обеспечивает более качественное
осуществление подбора и расстановки
государственных служащих, поскольку
это осуществляется целенаправленно -
с учетом квалификационных требований,
предъявляемых к ним по той или иной должности.
И при аттестации государственного служащего
его профессионализм оценивается не вообще,
а применительно к конкретной должности.
Каждый государственный служащий свою
трудовую деятельность, успехи и недостатки
по работе, возможности продвижения по
службе связывает с определенными должностями,
а не только с их принадлежностью к какому-либо
государственному органу.6
Следовательно, понятие государственной
должности является стержневым, основополагающим
для определения правового положения
государственного служащего и порядка
прохождения им государственной службы.
Понятие государственной службы связано
с определенным кругом государственных
должностей. Государственная должность
- комплексное правовое образование (государственное
установление), элементы которого регулируются
нормами административного, трудового,
финансового и других отраслей права.7
Государственному служащему
запрещено заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной
замещаемой должностью в государственном
органе. Это значит, что нельзя занимать
другую оплачиваемую должность в государственных
органах, органах местного самоуправления,
на предприятиях, в учреждениях, организациях
и общественных объединениях. Предусмотрено
лишь одно исключение: государственному
служащему разрешено заниматься педагогической,
научной и иной творческой деятельностью,
поскольку она не ограничивает свободу
его действий по занимаемой должности
государственной службы. Однако получать
гонорары за публикации и выступления
в качестве государственного служащего
не разрешается, хотя бы такие публикации
и выступления имели педагогический, научный
или творческий характер.8
Государственному служащему
не разрешается состоять членом органа
управления коммерческой организации
любой формы собственности и организационно-правовой
формы (хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы и т.д.).
Но есть одно исключение - это
случаи, когда Федеральным законом или
законами субъектов Федерации государственному
служащему поручено участвовать в управлении
коммерческой организацией.
Государственному служащему
запрещается быть поверенным
или представителем по делам третьих
лиц в государственном органе, в котором
он работает либо который непосредственно
подчинен или непосредственно подконтролен
ему.
Ему запрещается использовать
в неслужебных целях средства материально-технического,
финансового и информационного обеспечения,
другое государственное имущество и служебную
информацию.
Государственному служащему
запрещено получать от физических и юридических
лиц вознаграждения в связи с исполнением
должностных полномочий, в том числе и
после выхода на пенсию.
Этим преследуется цель устранить
его зависимость от кого бы то ни было,
особенно если он незаконно получает вознаграждение
в любой форме. В Федеральном законе «Об
основах государственной службы Российской
Федерации» названы подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплата
развлечений, отдыха, транспортных расходов
и иные вознаграждения, связанные с исполнением
должностных обязанностей. Противоправными
будут и такие действия третьих лиц, когда
ими предоставляется государственному
служащему квартира, дача, оказывается
помощь в учебе, предоставляются ссуды
с заниженным процентом. Нарушением этого
запрета будет также получение им подарка
и косвенным путем, например подарки членам
семьи, родственникам, через подчиненных
и т.д.9
Государственный служащий неразрывно
связан с государством, представляет его.
Отсюда вытекают специфические требования:
он не вправе принимать без разрешения
Президента награды, почетные и специальные
звания иностранных государств, международных
и иностранных организаций. Он не вправе
принимать участие в забастовках.10
Учитывая существующую в стране
многопартийность, государственному служащему
запрещается использовать свое служебное
положение в интересах тех или иных политических
партий, других общественных объединений,
религиозных организаций для пропаганды
отношения к ним, - он должен быть нейтральным.
Поэтому в государственных органах не
могут образовываться структуры политических
и конфессиональных объединений, за исключением
профессиональных союзов.
Государственный служащий обязан
передавать в доверительное управление
под гарантию государства на время прохождения
государственной службы находящиеся в
его собственности доли (пакеты акций)
в уставном капитале коммерческих организаций
в порядке, установленном Федеральным
законом.11
Гражданин при поступлении
на государственную службу, а также государственный
служащий в соответствии с Федеральным
законом ежегодно обязан представлять
в налоговую службу сведения о своих доходах
и имуществе, принадлежащем ему на праве
собственности, являющихся объектами
налогообложения. Эти сведения составляют
служебную тайну.12
Лица, претендующие на выполнение
государственных функций, добровольно
принимают на себя установленные Законом
ограничения, что отражается в письменном
обязательстве. Они же предоставляют в
налоговую инспекцию по месту жительства
сведения о доходах, о личном и общем, совместном
с супругой или супругом, имуществе, о
вкладах в банках и ценных бумагах, в том
числе за пределами России, с указанием
банков, номеров банковских счетов и т.д.
§1.2. Социальные гарантии
для государственных служащих.
Важнейшую роль в обеспечении
эффективности работы государственного
аппарата играют разнообразные и существенные
гарантии, которые установлены для государственного
служащего Федеральным законом «Об основах
государственной службы Российской Федерации».13
- Гарантией являются условия
работы. Имеется в виду размещение работников государственного
органа, обеспеченность мебелью, освещением,
отоплением, разнообразной оргтехникой
и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня),
а также качественный состав работников,
морально-психологический климат в коллективе.
Очень многое здесь зависит от руководителя
органа или структурного подразделения,
его деловых и личностных качеств.14
- Первостепенное значение имеют
денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами
и другими актами Российской Федерации и ее субъектов. Денежное содержание государственного
служащего состоит из должностного оклада,
надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия
государственной службы, выслугу лет,
а также премий по результатам работы.
Размер должностного оклада, размеры и
порядок установления надбавок
к нему определяются федеральными законами
и законами субъектов Федерации.15
- Государственному служащему
гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность
не менее 30 календарных дней, а для отдельных
категорий государственных служащих и
большей продолжительности. Сверх этого государственному
служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях,
определяемых федеральными законами и
законами субъектов Федерации,
дополнительный оплачиваемый отпуск.16
- Медицинское обслуживание государственного
служащего и членов его семьи осуществляется
за счет средств федерального бюджета
или бюджета соответствующего субъекта
Федерации. Государственные служащие после
выхода на пенсию пользуются медицинским
обслуживанием в лечебных учреждениях,
в которых они состояли на учете. Эта льгота распространяется
и на членов их семей.17
- Государственному служащему
гарантируется переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации
с сохранением денежного содержания на период обучения.18
- Гарантируется обязательность
получения его согласия на перевод на
другую государственную должность государственной
службы, за исключением случаев, предусмотренных
Федеральным законом.19
- Одной их важнейших гарантий
является пенсионное обеспечение за выслугу
лет и пенсионное обеспечение членов семьи
государственного служащего в случае его смерти,
наставшей в связи с исполнением им должностных обязанностей. Государственный служащий имеет
право на получение пенсии за выслугу
лет, назначенной в соответствии с Федеральным
законом. В случае смерти, связанной с
исполнением государственным служащим
должностных обязанностей, в том числе
наступившей после увольнения его с государственной
службы, члены семьи умершего имеют право
на получение пенсии по случаю потери
кормильца. Условия и порядок назначения
и выплаты этой пенсии определяются
Федеральным законом.20
- Для государственного служащего
предусмотрено обязательное государственное страхование на
случаи: