Петр I как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обозначена тем, что личность Петра I и его деятельность по реформированию государства вызывает особенный интерес историков и государствоведов. Цель данной работы – изучение личности Петра первого как государственного деятеля и реформатора. Задачи работы:
• Проанализировать деятельность Петра в начале XVIII века,
• Исследовать основные преобразования, проведенные Петром I,
• Выявить особенности внешней и внутренней политики России при Петре I.

Содержание

Введение 3
1.Россия при Петре I 5
1.1. Россия к началу XVIII века. Юность Петра 5
1.2. Преобразования Петра I 7
1.3.Оценка Петра I и его преобразований 11
2. Внешняя и внутренняя политика политика Петра 1 15
2.1. Внешняя политика. Северная война 1700—1721 годов 15
2.2.Абсолютизм при Петре I 17
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕТР1.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

На важность фактора  классовой борьбы в изменении  организации государства указывал В.И. Ленин: "Классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких преобразований"16. Причем необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: противоречия внутри класса феодалов были неантагонистиче скими, в то время как борьба народных масс против феодалов носила антагонистический характер.


Установление абсолютизма  в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы17.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической  и политической роли бояр снизилось  значение Боярской думы. Изменился  и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать так называемая "Тайная" или "Ближняя" дума из небольшого числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одобренных Боярской думой, было лишь 49.

Происходил интенсивный  процесс подчинения церкви государству. Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном закончился поражением церкви и низложением патриарха.

Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсолютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как абсолютизм "с боярской Думой и боярской аристократией..."18.

Окончательно он оформился  в первой четверти XVIII в. при Петре I. Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к "Ближней канцелярии", объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы. Конзшшя не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять".

В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь проводит мысль об абсолютной власти монарха: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

Для продвижения по служебной  лестнице важна была не знатность  происхождения, а служебная годность.

Важное значение в  укреплении правового положения  дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой  гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом, пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности  в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего  класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Служба для дворян при Петре I являлась обязательной и пожизненной, т.е. не ограниченной определенным сроком. В 1730 г. был установлен 25-летний срок их службы, которая начиналась с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

По манифесту Петра (1762 г.) "О даровании вольности  и свободы всему российскому  дворянству" дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Расширялись права дворян в отношении крепостных. По Указу 1760 г. они получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь, а с 1765 г. - отдавать их на каторжные работы.

Наиболее важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась "Жалованная грамота дворянству" 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее (1782 г.) право собственности дворян не только "на поверхности земли", но и на полезные ископаемые в ее недрах. Дворянам разрешалось "иметь фабрики и заводы по деревням", заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат. Правом голоса в дворянских собраниях пользовались дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться как к губернатору, так и непосредственно к царю. В определенной степени они были поставлены под контроль губернаторов, созывавших дворянские собрания и утверждавших в должности избранных ими лиц.

Консолидация дворянства в единое сословие, создание регулярной армии, укрепление бюрократического государственного аппарата привели к дальнейшему упрочению диктатуры дворян.

Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству, ее вхождения в состав государственного аппарата, т.е. огосударствления.

Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу государства. Их выдавал царь. Белое духовенство несло повинности и платило налога в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства.

Процесс  огосударствления церкви предполагал секуляризацию  земель, т.е. их изъятие в собственность государства, и бюрократизацию  > духовенства. Уложение 1649 г. закрывало церковным феодалам все пути  к приобретению вотчин и лишало их права иметь слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. Во второй половине XVII в. на церковь (как на феодала) распространяются некоторые государственные налоги, такие, как выплата денег на жалованье ратным людям, "ямские" и "полоняничные" деньги. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю19.

Целенаправленное наступление  на права церкви усилилось в начале XVIII в. Секуляризации подверглись вотчины патриарха. Окончательно ликвидировалось действие тарханных грамот на торговые  промыслы церковников. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1706 г. вводился сбор драгунских лошадей, замененный затем деньгами по 15 руб. с прихода. Было широко распространено взимание на военные и строительные нужды крупных сумм из средств монастырей и архиерейских домов. Установлению зависимости духовенства от государства служили введенные в 1722 г. штаты, по которым свободными от подушного оклада официально признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах, и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному состоянию. Однако фактически реализовано это мероприятие не было.  Значительно скромнее, чем ожидалось, оказались и окончательные итоги церковной реформы Петра I. В первой четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации20.

С целью упорядочения духовенства и подчинения его  светским властям с 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилизация в армию безместного духовенства.

Кризис феодализма, наметившийся в России в середине XVIII в., расшатал устои церкви. Это обеспечило успех реализации Указа от 26 февраля 1764 г., согласно которому церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола были переведены на положение государственных, хотя первое время они назывались экономическими (от коллегии экономии). Указ 1764 г. оставлял на правах пользования ненаселенные наделы размером в 30 десятин для архиерейских домов и 6-9 десятин для монастырей. Указ 1797 г. увеличил их соответственно до 60 и 30 десятин. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Но экономическое положение приходского духовенства не было изменено. Поэтому для его подчинения использовались в основном административные средства. В 1778 г. утверждены новые приходские штаты, по которым проводился разбор 1784 г. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать "в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу". Формально юридически выход из сословия становился открытым. Однако корпоративные связи оказывались сильнее, и желающих добровольно изменить свой социальный статус, вступив в податное состояние, практически не находилось. Духовенство оставалось замкнутым, наследственным сословием21.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).

Значительная часть  крестьянства принадлежала светским и  духовным феодалам (так, в 1718 г. церковь владела 25% всех крестьянских дворов в России). Она увеличивалась за счет пожалований царя из государственных земель.

Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному расслоению среди крестьянства, выделению из их среды торговцев, ростовщиков. Но основная масса жила плохо, страдая от обременительных поборов. Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Барщина иногда доходила до 5-6 дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах, где помещику более выгодно было использовать труд крестьянина для обработки своих земель.

Информация о работе Петр I как государственный деятель