Политические права и свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Политические права и свободы получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них – Международный пакт о гражданских и политических правах (открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).

Содержание

Введение 4
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации 5
1.1. Понятие основ правового статуса личности 5
1.2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина 6
1.3. Гарантии и ограничения политических прав и свобод 7
2. Эволюция политических прав и свобод в России 11
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление 14
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации 17
4.1. Право участвовать в управлении делами государства 17
4.2. Право на объединение 22
4.3. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 29
4.4. Право на обращение 32
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичок.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Членами общественного  объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного  объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Наряду с Федеральным  законом «Об общественных объединениях», посвященным регулированию различных аспектов формирования и деятельности всех видов общественных объединений, существуют федеральные и региональные законы, регламентирующие создание и функционирование их отдельных видов — политических партий, профсоюзов, благотворительных обществ, общественных фондов. Так, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», действующий  в ред. от 21 июля 2005 г. определяет порядок создания и регистрации политических партий, их внутреннего устройства, права и обязанности партии, государственной, в том числе финансовой, поддержки и государственного контроля за соблюдением законодательства о партиях.

Хотя государство не вмешивается во внутреннюю деятельность партии, в Федеральном законе о  политических партиях имеется глава IV «Внутреннее устройство политической партии», в нормах которой определяются основные правовые параметры, которым должно отвечать устройство политической партии, что необходимо для обеспечения единых требований ко всем партиям, установления четких правовых основ их устройства. Особое значение это имеет в период еще не завершившегося процесса формирования подлинной многопартийности. Деятельность политической партии может быть приостановлена и ликвидирована. Порядок этих акций подробно регламентирован в Законе. Как приостановление деятельности партии, так и ее ликвидация осуществляется исключительно в судебном порядке.

В общественной и государственной  жизни страны особую роль играют профессиональные союзы, создаваемые для защиты интересов работающих, разнообразные добровольные общества, творческие союзы, объединения производственно-трудового профиля (адвокатские и нотариальные конторы, товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические объединения граждан и др.). Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.).

Формулировка «для защиты своих интересов» позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например, признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например, заключаемые профсоюзами коллективные договоры ограничивают свободу договора, т. е. право работодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия труда).

В настоящее время  возникают новые формы общественных объединений. Так, во многих субъектах РФ созданы общественные палаты, а на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» — Общественная палата Российской Федерации.

4.3. Право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование

 

В Российской Федерации  это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения («признается право на мирные собрания» — ст. 21). Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.

Главная трудность его  реализации — в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта. В настоящее время осуществление этого конституционного права граждан РФ регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. В соответствии с ним определены принципы проведения публичных мероприятий   (под   этим   термином   понимаются   все   формы   собраний) — законность и добровольность. Установлен уведомительный порядок их проведения.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетирований — с 18 лет, митингов и собраний — с 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению. Не может быть организатором публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; политическая партия, другое общественное и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена в установленном законом порядке.

Организатор публичного мероприятия, в частности, обязан:

• подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;

• не позднее чем за три дня информировать власти о принятии (непринятии) предложения  об изменении места или времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;

• обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или  измененных в результате согласования с соответствующим органом власти;

• требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора, могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;

• обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их за конные требования;

• приостановить публичное  мероприятие или прекратить его в случае совершения участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия. Уведомление подается не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения, в нем указываются цели, форма, дата, количество участников и место проведения мероприятия. Соответствующий орган обязан рассмотреть его и дать ответ о принятом решении. Он вправе предложить изменить время и место проведения мероприятия. В определенных случаях мероприятие может быть приостановлено или прекращено.

Государство гарантирует  право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные объединения, должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях.

Законом установлен запрет на проведение публичных мероприятий в местах, к которым относятся: путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефти-,   газо-   и   продуктопроводов,   высоковольтных   линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам или к объектам,  эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Органы внутренних дел  осуществляют охрану общественного  порядка, но не вправе применять специальные  средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие право граждан на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (предупреждение, наложение штрафа) за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, проводимых в соответствии с законом, или участию в них (ст. 5.38). Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание должностных лиц за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них (ст. 149)1.

 

4.4. Право на  обращение

 

Граждане России имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с заявлением, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Следует отметить, что хотя в Конституции это не указано, но право на обращение предполагает и право на получение официального ответа на него.

Обращение может содержать  как личные вопросы, так и общественные. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. устанавливает обязательность принятия обращения к рассмотрению, запрещает направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие которых обжалуется. Обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

Установлена обязательность личного приема граждан в государственных органах, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Порядок обращений к Президенту РФ регламентируется Указом от 24 августа 2004 г., которым утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Управление обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений, проводит их анализ и подготовку соответствующих докладов. В его функции входит прием граждан должностными лицами Администрации Президента РФ, своевременное рассмотрение обращений, их направление в Аппарат Правительства РФ и другие органы государственной власти, контроль за исполнением поручений по обращениям, оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других должностных лиц о количестве и характере обращений граждан и др.

Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Важной частью содержания этого права является возможность отдельного гражданина или коллектива граждан влиять на принимаемые решения властных органов, т. е. участвовать в управлении делами государства. Это выражается в предложениях совершенствования законодательства, решении социальных вопросов отдельных категорий граждан и т. д. Но чаще всего обращения граждан используются для восстановления нарушенных прав. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который установлен Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 14 декабря 1995 г.). Закон предоставляет гражданам право обжаловать действия (решения), нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение, должностному лицу. Ответ на обращение должен быть дан, как правило, в месячный срок. Обжалование действий должностных лиц не является препятствием для обращения гражданина в суд за защитой своего права1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственная идеология  прогрессивного и устойчивого развития России определяет качественно новую  модель эволюции гражданского свободного общества и демократического социально ориентированного правового государства, нацеленную на полную реализацию гуманистических идеалов и ценностей, предотвращение угроз развитию современной цивилизации, обеспечение государственной безопасности при соблюдении национальных интересов России. Целью, критерием прогрессивного общественного и государственного развития является человек, реальность его прав, свобод в сочетании с обязанностями и ответственностью за свое поведение. Государство выступает основным гарантом осуществления конституционной установки на признание, соблюдение и защиту правового статуса личности в его полном объеме.

Реальное осуществление  политических прав и свобод человека призваны обеспечить система свободных  выборов, политическое многообразие, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную и иные системы «сдержек» и «противовесов». Гарантом правового положения личности выступает сильное, но не тоталитарное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе, способное при необходимости защищать демократию, претворять в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми законными средствами. Дальнейшее развитие демократии – все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование аппарата публичной власти, повышение активности общественных объединений, иных институтов гражданского общества, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения – усиливает гарантии реализации политических прав и свобод.

Информация о работе Политические права и свободы