Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:18, реферат
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Тоталитарный политический режим известен в трех основных разновидностях13: большевистский, фашистский, нацистский (националистический).
Большевистский (коммунистический) тип. Его связывают с эпохой сталинизма в СССР. Сталин и партийно-номенклатурная (государственная) власть подчинили своему контролю всю жизнь страны и граждан. Была ликвидирована частная собственность, а автономия личной жизни оказалась подчинена общественной жизни. Многим гражданам СССР долго не разрешалось иметь паспорта. В обществе утверждался коллективизм, социалистический образ жизни.
Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение политического режима в Китае по времени совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. В результате были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.
Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.
Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 г. и имел черты, сходные и с фашистским, и с большевистским режимами. Целью немецкого фашизма было создать Третий рейх - централизованное национальное государство от Рейна до Урала, установить господство «арийской расы», главным носителем признаков которой признавалась германская нация.
Можно отметить, что в Италии 1920-х гг., Германии 1930-х гг. и в СССР сталинских времен наблюдалась некоторая общность социальных условий для утверждения тоталитаризма. Данные страны оказались в ситуации, когда возникли некоторые, но важные экспериментальные задачи развития. Для их решения была необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего населения. И население, понимая ситуацию, шло за «спасителями» нации.
Италия и Германия оказались побежденными в Первой мировой войне, выплачивали большие контрибуции. Национальное сознание было подавлено. Уровень жизни постоянно падал, экономика находилась в состоянии депрессии, росла безработица. Сторонники Муссолини и Гитлера воспользовались такой ситуацией, пришли к власти и привлекли на свою сторону население. Советская Россия в 1930 - 1940-е гг. также переживала кризисные состояния в экономическом и политическом развитии, оказалась в изоляции и была предоставлена самой себе. Условия позволили Сталину утвердить свою власть, завоевать авторитет народных масс «борьбой» с внутренними и внешними врагами, установить полный контроль над жизнью общества. При этом надо отметить, что все типы тоталитарных режимов имели и положительные черты: существовала высокая сплоченность и социальная активность общества, его отмобилизован н ость (готовность) на решение государственных задач даже силой оружия, коллективизм хозяйственной деятельности, строгое подчинение граждан властным органам, высокая централизованность государственного управления и эффективное использование ресурсов страны, патриотизм и др. 14.
Таким образом, формировались общие черты тоталитаризма: распространение мессианской идеологии, утверждение у власти единственной партии, подавление харизматических личностей, высокая социальная активность граждан. С пониманием массами чрезвычайной ситуации, в которой оказалась та ли иная страна, оказалась тесно связана готовность населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач». Высокое духовное единство народа, его патриотизм и жертвенность умело используется тоталитарным режимом для укрепления своей власти и авторитета.
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:
1. Организация структуры правления:
В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.
При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.
В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;
2. Ограничение деятельности правящих структур:
При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.
В демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);
3. Ответственность правящих структур:
При тоталитаризме и авторитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решения самостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия перед гражданами.
Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.
4. Проникновение органов власти в структуры общества:
При тоталитарном режиме
государство стремится
При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.
Воздействие органов
власти на общество при демократии
существенно ограничено. Доминируют
методы убеждения, согласования, компромисса.
В демократических режимах разв
5. Официальная идеология:
В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.
При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.
В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.
6. Наличие политических партий:
При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия.
При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:
- представительство -
выражение интересов
- социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
- идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;
- участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
- участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.
Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.
7. Обеспечение прав и свобод индивидов:
При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения.
В авторитарных режимах
права и свободы человека и
гражданина главным образом
В демократических режимах
провозглашаются и
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большое влияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы. Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и их сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.
Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.
На основании изученного материала подведем краткие итоги.
Итак, каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Демократический режим -
характеризуется высокой
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.