Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исход из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создаёт определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития. Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политики государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием. В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).

Содержание

Введение 2
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов…………………………………………………….3
1.1 Политический режим: понятие………………………………………….3-5
1.2. Соотношение политического и государственного режимов…………6-9
Глава II. Классификация политических режимов………………………10-11
2.1. Демократический политический режим…………………………….11-14
2.2. Авторитарный политический режим………………………………..14-19
2.3. Тоталитарный политический режим………………………………...19-21
Глава III. Политический режим в современной России……………………22
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24-25

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_tgpRed.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

К слабым относят:

- ограниченность институтов  политического выражения общественных  интересов.

 

- полную зависимость  политики от позиции главы  государства или группы высших  руководителей,

- отсутствие у граждан  возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.

 

Из всего этого следует,  что авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

 

2.3. Тоталитарный  политический режим.

Термин «тоталитаризм» (от латинского totalis – весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ века27. В 1925г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

 

Его использовал лидер  итальянского фашизма Б. Муссолини.

С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

    

Тоталитарный режим  характеризуется полным контролем  государства над всеми сферами  жизни общества, их жесткой регламентаций  и преимущественно репрессивными  методами управления и принуждения28.

 

Основными характеристиками тоталитарного политического режима является следующие:

  1. жесткая регламентация всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии);
  2. тотальный контроль властей над обществом и за деятельностью отдельных его членов;
  3. репрессивная система правосудия;
  4. однопартийная система или неконкурентная (фиктивная) многопартийная система;
  5. правящая партия организована недемократическим способом - власть распространяется от лидера к населению, а не от народа к лидеру;
  6. развитая система доносов, наличие органов политического сыска и карательных отрядов;
  7. монопольный контроль государства над производством, экономикой и  другими сферами жизни, включая образование, средства массовой информации, искусство, литературу, театр, спортивные организации;
  8. постоянное и широкое применение террора по отношению к населению,                               физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти;
  9. в политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах, даже если они закреплены в законе, то отсутствует механизм их реализации и возможность пользоваться ими;
  10. милитаризация - идея военной безопасности становится необходимой для сплочения общества, агрессивность проводимого курса внешней политики;
  11. культ вождя - лидер обожествляется и пользуется непререкаемым авторитетом;
  12. вся полнота власти сконцентрирована в руках правящего клана;
  13. провозглашается бесклассовое общество и равное социальное положение всех его членов;

 

Тоталитарный режим имеет еще множество других отличительных признаков, но все они основаны на антидемократических методах управления государством и обществом. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности29.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает  фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Для фашизма в Италии характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным  антидемократизмом, расизмом и  шовинизмом.

 

В дополнение можно сказать, что тоталитарный режим основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. до н. э.), династия Цинь в Китае (221—206 гг. до н. э.), правление Чака над зулу (1816—1828) и др.

 

 

 

Глава III. Политический режим в современной России.

 

Сложившийся в последние  годы в России политический режим  вряд ли

можно в чистом виде отнести  к какой-то одной его модели.

Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют  свою специфику. В  России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для  ее осуществления необходимо, кроме  всего прочего, значительно поднять  уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Политических режимов всего три: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократия – это  не просто многообразие взглядов и  мнений, это – система правления. По моему мнению, одной из важнейших  задач, связанной с формированием  демократического государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.  Если говорить об авторитарном режиме то авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Тоталитарный режим  в свою очередь основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Также важной особенностью тоталитаризма являлось создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Говорить о том, какой же режим существует сейчас в России неоднозначно. Российская Федерация на бумаге считается демократическим государством, исполняющим все предусмотренные этим функции, однако на деле всё чаще прослеживается признаки авторитарного режима.

Список использованной литературы

 

1.Исаев  Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России.  М.: Знание, 2009.

2. Ирхин Ю.В. «Политология». М.: Знание, 2007.

3.  Шалак А.В.  «Политология». М.: Юнити, 2008.

4. Корельский В.М. «Теория государства и права» М.: Знание, 2010.

5.Лаврененко В.Н.  «Политология». М.: Спарк, 2009.

 6. Червонюк  В.И «Теория государства и права». М.: Феникс, 2009.

 7. Марченко М.Н «Теория государства и права. М.: Бек, 2010.

8. Энтин Л.М «Разделение властей». М.: Инфра-М, 2009.

9. Шалак  А.В. «Правовые формальности. М.: Феникс, 2010.

 10. Якимов Ю..А. «Форма государства»  М.: Феникс, 2010.

11. Махав Р.Т.  Теория государства и права. М.: Приор, 2010.

12. Малько А.В.  Теория государства и права. М.: Знание, 2012.

13. Федосеев А.А. Философия права. М.: Юнити, 2011.

14. Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. 2000. №8.

 15. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. СПб.: НЕВА, 2010.

16. Белых В.С. Сущность права: в поисках новых теорий, или "консерватизм" старого мышления// Российский  юридический журнал. 2013.  № 1.

17. Спиноза Бенедикт. Политический трактат. М.: Юрайт, 2009. 18.Росенко  М.Н., Яшин Н. Д. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. М.: Оникс, 2008. 19.Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Некст, 2009. 20.Федосеев А.А. Философия права. М.: ЮНИТИ, 2011.

21. Форлендер К. Общедоступная история философии. М.: МГиНА, 2007. 

22. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.: Феникс, 2011.

23. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

24. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания// Право. 2011. № 7.

25. Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. 2000. №8.

26. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. М.: НОВА, 2012.

27. Йеринг Р. Борьба за право. М.: Оникс, 2011.

 

Статьи.

Червонюк,В.И. Политический режим как метод осуществления государственной власти/ В.И.Червонюк,И.В.Гойман-Калинский//Государство и право. 2008. №5. С.24-28.

 

Словарь

Большой юридический  словарь/под ред. А.Я.Сухарева.М.:ИНФРА-М, 2010. С. 858

1 Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. М., 2009. С. 46.

2 Ирхин Ю.В. Политология. М., 2007. С. 295.

3 Шалак А.В.  Политология. М., 2008. С. 179.

4 Корельский В.М. Теория государства и права. М., 2010. С. 238.

5 Лаврененко В.Н.  Политология. М., 2009. С. 544

6 Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2010. С. 315.

7 См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2009. С. 448.

8 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2010. С. 320.

9 См.: Энтин Л.М. Разделение властей». М., 2009. С. 365.

10 См.: Шалак А.В. Правовые формальности. М., 2010. С. 245.

11 См.: Якимов Ю.А. Форма государства. М., 2010. С. 365.

12  Махав Р.Т. Теория государства и права.  М., 2008. С. 329.

13 См.: Перевалов В. Д.  Политология. М., 2009. С. 392.

14 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2009. С. 432.

15 См.: Энтин Л.М.   Разделение властей : опыт современных государств. М., 2010. С. 367.

16  Червонюк В.И. Политический режим как метод осуществления государственной власти. М., 2010. С. 24-28.

17 См.: Якимов Ю. А. Форма государства. М., 2012. С. 224.

18 См.: Червонюк В.И., Гойман-Калинский И.В. Государство и право. 2009.  № 5. С. 28.

19 Махав Р.Т.  Теория государства и права. М., 2010. С. 329.

20 См.: Малько А.В.  Теория государства и права. М., 2012. С. 103.

21 См.: Федосеев А.А. Философия права. М., 2011. С. 451.

22 См.: Данукин В.П. Право: история, теория, практика // Государство и право. 2000.  № 8. С. 87-95.

23 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2009. С. 187.

24 См.: Белых В.С. Сущность права: в поисках новых теорий, или "консерватизм" старого мышления // Российский  юридический журнал. 2013.  № 1. С. 37-41.

25 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. СПб., 2010. С. 298.

26 См.: Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2010. С. 858

27 См.: Алексеев П.В. Философия: Учебник. М., 2011. С. 357.

28 См: Тихонравов  Ю.В. Основы философии права. М., 2009. С. 78.

29 См.: Малько А.В.  Теория государства и права. М., 2012. С. 105.

 


Информация о работе Политический режим