Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа
Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее общих особенностей и характеристик как системы. В этой связи необходимо отметить, что систему можно определять как “совокупность элементов, находящихся во взаимодействии”. Любая система обладает рядом свойств. Она состоит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме, отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение своих внутренних элементов.
1.Политическая система
Структура политической системы общества:
1. Политические институты
образуют материальную основу, каркас
всего здания политической
2. Политические нормы
регулируют политические
3. Политические отношения
представляют собой
4. Политическое сознание
опосредует процесс создания
и воспроизводства всех
5. Политическая культура
обусловливает ценностно-
6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;
7. Политическое участие
выражает соответствующую
При рассмотрении политической
системы в ином срезе можно
выделить властно-управляющую подсистему
и подсистему политического участия. Властно
Изучение структуры и
функций политической системы, ее компонентов
требует выявления ее общих особенностей
и характеристик как системы.
В этой связи необходимо отметить,
что систему можно определять
как “совокупность элементов, находящихся
во взаимодействии”. Любая система
обладает рядом свойств. Она состоит
из элементов, объединенных отношениями
взаимозависимости, целостность, образуемая
совокупностью элементов, не может
быть сведена к их сумме, отношения
взаимозависимости между
Таки образом, в зависимости
от какого-либо критерия можно привести
различные виды политических систем.
Наиболее распространенным делением является
их деление на демократические, авторитарные,
тоталитарные. Структуру политической
системы также можно
2.Виды политической системы
общества
В литературе выделяют множество
оснований классификации
1. В зависимости от
1.1. Демократические;
1.2. Антидемократические (
Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.
2. Национально-религиозные
детерминанты позволяют
2.1. Христианских государств;
2.2. Мусульманских стран;
2.3. Арабских стран и т. д.
Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве .
3. В зависимости от общественно-
3.1. Политическую систему рабовладельческого общества;
3.2. Политическую систему феодального общества;
3.3. Политическую систему
буржуазного (
3.4. Политическую систему социалистического общества.
Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.
4. По территориально-
4.1. Политические системы азиатских стран;
4.2. Политические системы европейских стран;
4.3. Политические системы североамериканского региона и т. д.
В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё 3.
5. Исходя из взаимодействия
с внешней средой
5.1. Открытого типа;
5.2. Закрытого типа.
Закрытые политические системы
неохотно контактируют с внешней
средой, другими политическими
6. В зависимости от степени
культурной дифференциации и
секуляризации политические
6.1. Примитивные;
6.2. Традиционные;
6.3. Современные.
«Примитивные системы
обладают минимумом структурной
дифференциации, национальное целое
для них остается без внимания;
преобладает «приходская
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.
Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют
собой дальнейший прогресс и в
структурном и в культурном плане.
Они обладают и политическими
структурами (развитыми) и политическими
инфраструктурами (партии, движения, группы
давления, средства массовой коммуникации).
При такой системе
Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:
демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);
авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).
7. По содержанию и формам управления различают системы (Ж. Блондель):
7.1. Либеральные демократии
(ориентированы на свободу
7.2. Коммунистические системы
(ставят главной задачей
7.3. Традиционные системы
(опираются на правление
7.4. Популистские политические
системы (опираются на
7.5. Авторитарно-консервативные
(ставящие своей целью
8. Исходя из типа политической
культуры и разделению
8.1. Англо-американская;
8.2. Европейско-континентальная;
8.3. Доиндустриальная;
8.4. Частично индустриальная;
8.5. Тоталитарная.
9. Согласно классификации
С.Н. Айзенштадта
9.1. примитивные системы,
9.2. патримониальные империи,
9.3. кочевые или завоевательные империи,
9.4. феодальные системы,
9.5. централизованные
9.6. современные системы
(демократические,
10. В зависимости от
места и роли государства в
политической системе В.В.
10.1. Этакратическую;
10.2. Демократическую.
Этакратической была советская
политическая система. В ее рамках повседневная
жизнь людей, их жизненные стратегии
обусловливались жестким
3.Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.
В конституциях и других законодательных
актах оно стремится определить
себя как сообщество всего народа,
объединение, действующее ради всеобщего
блага. Это стремление закреплялось
и в Конституции СССР 1977г. (ст.
1 “Союз Советских
Аналогичные стремления выражать
волю всего народа проявляли себя
и в конституционных актах
других государств. “Народ” при
этом зачастую является только социальным
фоном, за которым скрывается реальная
государственная власть, принадлежащая
определенному классу, социальному
слою или правящей группировке. В
реальности же именно те, в чьих руках
находится государственная
Сказанное, однако, не означает,
что государство ограничивает свою
социальную базу лишь непосредственно
стоящими у власти правящими кругами.
Напротив, государство прилагает
реальные усилия для расширения своей
социальной базы, которая обеспечивает
ему стабильность. В идеале каждое
современное государство
Особое место и роль
государства в политической системе
общества определяется еще и тем,
что в его руках находятся
огромные материальные и финансовые
ресурсы. В некоторых странах
оно является монопольным собственником
основных средств и орудий производства,
что особенно ярко проявлялось во
внутриполитической деятельности бывших
социалистических стран. Так, в СССР
в исключительной собственности
государства находились земля, ее недра,
леса и воды, а также основные
средства производства в промышленности,
банки, средства связи, основной жилищный
фонд и т.д., иное имущество, необходимое
для осуществления