Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее общих особенностей и характеристик как системы. В этой связи необходимо отметить, что систему можно определять как “совокупность элементов, находящихся во взаимодействии”. Любая система обладает рядом свойств. Она состоит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме, отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение своих внутренних элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

1.Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера.

Структура политической системы общества:

1. Политические институты  образуют материальную основу, каркас  всего здания политической системы,  ее властно-управляющих структур;

2. Политические нормы  регулируют политические отношения  в рамках существующей политической  системы;

3. Политические отношения  представляют собой структурную  основу вертикальных и горизонтальных  связей между элементами политической  системы;

4. Политическое сознание  опосредует процесс создания  и воспроизводства всех остальных  частей политической системы;

5. Политическая культура  обусловливает ценностно-стилевые  доминанты развития и требования  к системе;

6. Политическая коммуникация  структурирует распространение  соответствующей информации;

7. Политическое участие  выражает соответствующую степень  поддержки политической системы  или оппозиции к ней со стороны  граждан.

При рассмотрении политической системы в ином срезе можно  выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического участия. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое руководство и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического участия организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические действия. Подсистема политического участия, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции.

Изучение структуры и  функций политической системы, ее компонентов  требует выявления ее общих особенностей и характеристик как системы. В этой связи необходимо отметить, что систему можно определять как “совокупность элементов, находящихся  во взаимодействии”. Любая система  обладает рядом свойств. Она состоит  из элементов, объединенных отношениями  взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью элементов, не может  быть сведена к их сумме, отношения  взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность  подчиняются законам, которые могут  быть описаны в терминах логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и  на изменение своих внутренних элементов.

Таки образом, в зависимости  от какого-либо критерия можно привести различные виды политических систем. Наиболее распространенным делением является их деление на демократические, авторитарные, тоталитарные. Структуру политической системы также можно рассматривать  в различных аспектах, и как  совокупность субъектов участвующих  в политической жизни и их роль в этой системе, а также можно  в широком смысле, как совокупность различных институтов и отношений.

 

2.Виды политической системы общества 

В литературе выделяют множество  оснований классификации политических систем.

1. В зависимости от государственного  режима, политические системы можно  подразделить на:

1.1. Демократические;

1.2. Антидемократические (тоталитарные  и авторитарные).

Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве  и характеризует политическую обстановку той или иной страны.

2. Национально-религиозные  детерминанты позволяют говорить  о политических системах:

2.1. Христианских государств;

2.2. Мусульманских стран;

2.3. Арабских стран и  т. д.

Понятно, что данная классификация  показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве .

3. В зависимости от общественно-экономической  формации выделяют:

3.1. Политическую систему  рабовладельческого общества;

3.2. Политическую систему  феодального общества;

3.3. Политическую систему  буржуазного (капиталистического) общества;

3.4. Политическую систему  социалистического общества.

Каждый вид вышеназванных  политических систем отличает исторически  сложившийся способ производства.

4. По территориально-географическим  факторам делят:

4.1. Политические системы  азиатских стран;

4.2. Политические системы  европейских стран;

4.3. Политические системы  североамериканского региона и  т. д.

В основе этой классификации  лежит метод географического  детерминизма: предположение, что широким  фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем  которого является Ш.Л. Монтескьё 3.

5. Исходя из взаимодействия  с внешней средой предопределяют  политические системы:

5.1. Открытого типа;

5.2. Закрытого типа.

Закрытые политические системы  неохотно контактируют с внешней  средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают  вмешательства других систем их ценностей  и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных  государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и  ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все  вместе.

6. В зависимости от степени  культурной дифференциации и  секуляризации политические системы  подразделяются на (Дж. Пауэлл):

6.1. Примитивные;

6.2. Традиционные;

6.3. Современные.

«Примитивные системы  обладают минимумом структурной  дифференциации, национальное целое  для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы  имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане  политических позиций характеризуются  «культурой подчинения». Люди знают, что  существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что  могут принимать участие в  ее акциях.

Традиционные структуры  подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и  феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и в  структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими  структурами (развитыми) и политическими  инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует  уже не «культура подчинения», а  «культура участия». Граждане из «подданных»  становятся «участниками». Раньше они  были жертвами решений, поступавших  на «выход» системы, сегодня они  активные участники, вовлеченные в  процесс обсуждения, требований и  принятия решений. Граждане уже могут  влиять на политическую систему посредством  выборов, демонстраций, митингов, они  способны тем самым направлять и  поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень  дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

демократические системы (где  автономные подсистемы и «культура  участия»);

авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся  система).

7. По содержанию и формам  управления различают системы  (Ж. Блондель):

7.1. Либеральные демократии (ориентированы на свободу индивидов  в политической сфере государства);

7.2. Коммунистические системы  (ставят главной задачей построения  общества равноправных граждан  живущих без государства);

7.3. Традиционные системы  (опираются на правление экономически  господствующего класса и неравноправное (имущественное и статусное) положения  граждан в обществе;

7.4. Популистские политические  системы (опираются на авторитарные  методы управления и более  равноправное (по сравнению с  традиционными) распределение благ;

7.5. Авторитарно-консервативные (ставящие своей целью сохранения  неравенства общества и ограничения  доступа населения к власти).

8. Исходя из типа политической  культуры и разделению политических  ролей между участниками политического  процесса можно структурировать  следующие политические системы:

8.1. Англо-американская;

8.2. Европейско-континентальная;

8.3. Доиндустриальная;

8.4. Частично индустриальная;

8.5. Тоталитарная.

9. Согласно классификации  С.Н. Айзенштадта рассматривается  шесть типов политической системы:

9.1. примитивные системы,

9.2. патримониальные империи,

9.3. кочевые или завоевательные  империи,

9.4. феодальные системы,

9.5. централизованные бюрократические  империи,

9.6. современные системы  (демократические, автократические,  тоталитарные).

10. В зависимости от  места и роли государства в  политической системе В.В. Радаев  и О.Н. Шкартан разделяют политические  системы:

10.1. Этакратическую;

10.2. Демократическую.

Этакратической была советская  политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии  обусловливались жестким государственным  регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами  власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного  социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе

3.Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.

В конституциях и других законодательных  актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего  блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения  нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию  для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах  других государств. “Народ” при  этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая  определенному классу, социальному  слою или правящей группировке. В  реальности же именно те, в чьих руках  находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно  стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает  реальные усилия для расширения своей  социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится  к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую  составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих  функций государству необходимо иметь как можно большее число  убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах  оно является монопольным собственником  основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности  государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое  для осуществления государственных  функций.

Информация о работе Политический режим